Российская Академия Образования
уральское отделение
  • Поиск по сайту
     

Карта сайта | Вход

620075, город Екатеринбург,
ул. Луначарского 85 А
e-mail: academia@urorao.ru

(343) 350-51-41

Новости
..
на сегодня новостей нет
Подробнее >>

все новости

На главную | УрО РАО | Развитие образования на Урале | Заседания Бюро УрО РАО | 2009 | 28 октября 2009 годя

28 октября 2009 г состоялось очередное заседание Бюро УрО РАО.
  На заседании присутствовало 11 членов (из 14) Бюро Уральского отделения Российской академии образования. 
  
1.Был заслушан и обсуждался вопрос: Научные школы в контексте инновационной стратегии развития образования. Об основных направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности научной школы академика РАО В.И. Загвязинского
  Заслушав и обсудив сообщение научного руководителя Тюменского НЦ академика РАО Загвязинского В.И. бюро УрО РАО отмечает, что научно-педагогическая школа Тюменского государственного университета осуществляет продуктивную научную и практическую деятельность по совершенствованию образования в регионе, разработке и реализации педагогических инноваций, совершенствованию методологии исследований и подготовке научных кадров. В структуре научной школы подготовлено 20 докторов и более 150 кандидатов наук, разработаны и успешно реализованы десятки программ и проектов развития образования регионов, муниципальных образований и образовательных учреждений разного уровня. Опубликовано свыше 20 монографий и более 20 изданий учебников и учебных пособий в центральных издательствах страны. Научные положения, разработки и предложения ученых оказывают влияние на выработку управленческих решений и их корректировку. Распространению результатов исследования способствует регулярно проводимый в Тюмени и других городах Урало-Сибирский семинар по практической методологии социально-педагогических исследований, многочисленные публикации и выступления ученых, их активное участие в совершенствовании системы образования и подготовки научно-педагогических кадров в стране и Уральском регионе.

Бюро УрО РАО решило:
5. Одобрить опыт активной исследовательской и практико-преобразующей деятельности научно-педагогической школы Тюменского государственного университета.
6. Рекомендовать Научным центрам УрО РАО изучить и использовать опыт становления и деятельности научной школы академика РАО В.И. Загвязинского, обратив внимание на вопросы тесной связи науки с практикой реформирования образования в регионе в связи с проблемами реформирования российского образования в целом, а также на вопросы методологического обеспечения качества исследований и подготовки научных кадров.
7. Рекомендовать Президиуму РАО изучить опыт формирования и деятельности Тюменской научно-педагогической школы и научного центра, других научных школ, связанных с образованием в регионах, и наметить меры по их поддержке и развитию.
8. Подготовить публикации об опыте работы научно-педагогической школы Тюменского государственного университета.
9. Ходатайствовать перед ректором Тюменского государственного университета о присвоении В.И.Загвязинскому звания почетного профессора университета.  


2. По вопросу «Роль научно-образовательных центров УрО РАО в интеграции науки и практики образования. Об основных направлениях и результатах деятельности Тюменского Научного Центра УрО РАО» выступила директор ТюмНЦ УрО РАО, д-р пед.наук., проф. Закирова Альфия Фагаловна.
Заслушав и обсудив сообщение  директора Тюменского Научного Центра УрО РАО, доктора педагогических наук, профессор Закировой А.Ф. «Об основных направлениях и результатах деятельности Тюменского научного Центра УрО РАО», бюро УрО РАО отмечает актуальность и важность проводимых учёными Центра практико-ориентированных научных исследований. Их тематика сложилась более 30 лет назад и включает проблемы педагогической инноватики, методологии социально-психолого-педагогических исследований, теории и методики практическо-преобразовательной деятельности. 
Исследовательская деятельность Научного Центра осуществляется на базе и в тесной связи с деятельностью ассоциированных организаций -образовательных учреждений региона, в числе которых средние школы, гимназии, лицеи, средние специальные учебные заведения, информационно-методический центр г. Тюмени, вузы или их подразделения, областной и муниципальные органы управления образованием.
Наиболее значимыми результатами исследований стали:
- обоснование идеи социально-личностной ориентации как ведущей в современном образовании, единства стабилизации и развития в период кризиса общества и образования;
- теоретические основы и технология социально-педагогического прогнозирования, моделирования и проектирования образовательных систем разных уровней: от регионального – до уровня образовательного учреждения;
- теория и практика педагогического мониторинга и научно-методического сопровождения в процессе реформирования образования;
- концепция педагогической герменевтики;
- исследование развивающего потенциала современных информационных технологий;
- концепция и методика социальной реабилитации и уличной социальной работы;
- теоретические основы и практические вопросы здоровьесбережения и формирования культуры здоровья педагога.
Отличительной особенностью научной деятельности учёных Центра является опора на единую методологию и поиски её интерпретативного потенциала с учётом тематики, адресности и социокультурной специфики разрабатываемых нововведений.
Научные результаты отражены в более чем 50 монографиях и учёбных пособиях (данные за 10 лет), солидная часть которых издана в центральных российских издательствах.
За период деятельности Центра разработано более 20 программ развития образования и более 60 программ образовательных учреждений, наиболее важными из которых являются: «Концепция развития образования Тюменской области», программы реализации концепции развития образования Тюменской области, а также «Программа комплексного развития образования г. Тюмени» и «Программа реализации Проекта «Интеграция инноваций в образовательном пространстве муниципалитета». Все образовательные проекты активно внедряются в образовательную практику региона. Заслугой учёных Научного Центра является то, что г. Тюмень утверждён Минобразования и науки и институтом «Эврика» первым в России городом – экспериментальной площадкой.
Убедительным подтверждением эффективности инновационных программ области является тот факт, что по реализации инновационного потенциала молодёжь Тюменской области, по данным российских и международных исследований, занимает ведущие места среди регионов.
Особым направлением деятельности Центра является организация системы повышения научного уровня педагогов-исследователй в рамках регулярно действующего Межрегионального семинара по практической методологии педагогического исследования. Заслуживает одобрения тот факт, что за 7 лет работы семинара повысили свою научную квалификацию несколько сотен педагогов-исследователей, аспирантов, докторантов, соискателей и их научных руководителей. 
Вместе с тем в деятельности Научного Центра выявляется ряд проблем, в частности,
- недостаточно используется опыт научно-исследовательской деятельности других научно-образовательных центров;
- не в полной мере используются возможности развития международных связей учёных и практиков;
-в организационной деятельности Центра и для пропаганды и расширения сферы его деятельности недостаточно применяются современные информационные ресурсы. 


Бюро Уральского отделения Российской академии образования ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению информацию директора Тюменского Научного Центра УрО РАО, доктора педагогических наук, профессор Закировой А.Ф.
2. Одобрить деятельность Тюменского Научного Центра УрО РАО по развитию теоретических и практико-ориентированных исследований в области методологии педагогики, социально-педагогического проектирования образовательных систем разных уровней, гуманитаризации и информатизации образования.
3. Одобрить деятельность Научного Центра по активному привлечению к научно-исследовательскому поиску педагогов-практиков и расширению сферы продуктивного влияния подходов и исследовательского инструментария современной методологии.
4. Директору Тюменского Научного Центра УрО РАО упорядочить документацию по работе с многочисленными ассоциированными организациями Центра
5. Вести систематическую работу по присвоению лучшим научным и научно-методическим изданиям грифа УрО РАО
6. Опубликовать опыт Центра в журнале УрО РАО одну и форм реализации стратегических направлений деятельности Центров УрО РАО, способствующих развитию инновационного педагогического пространства, а также - в готовящихся к 10-летию УрО РАО изданиях «Научно-образовательные школы Урала.2000 - 2010», «Научно-образовательные Центры УрО РАО: 2000 – 2010 г.г.»

3. По вопросу «Роль научно-образовательных центров УрО РАО в интеграции науки и практики образования. Об основных направлениях и результатах деятельности Башкирского научно-образовательного Центра УрО РАО» выступил Асадуллин Раиль Мирваевич,доктор педагогических наук, профессор, ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы, главный редактор «Педагогического журнала Башкортостана», директор Башкирского государственного научно-образовательного центра УрО РАО. 
За прошедшие десять лет в Башкирском государственном научно-образовательном Центре УрО РАО (далее БашГНОЦ) создана достаточно развитая инфраструктура, насчитывающая 14 структурных подразделений – научно-исследовательских лабораторий. Фундаментальные, прикладные, поисковые исследования и научные разработки ведутся в рамках 6 направлений и 23 комплексных тем, в соответствии с приоритетами, обозначенными в программах РАО, УрО РАО, Государственных научно-исследовательских программах Республики Башкортостан. Объединению исследовательского потенциала ученых, формированию приоритетных научных направлений, созданию условий для преемственности тематики и подготовки кадров высшей квалификации послужило формирование в структуре БашГНОЦ научных школ: 
профессора Асадуллина «Теория и технологии субъектного подхода в формировании личности будущего специалиста», 
член-корреспондента РАО Ахиярова «Трудовая политехническая подготовка школьников», 
профессора Рахимова «Формирование творческой личности школьников», 
профессора Штейнберга «Дидактический дизайн в профессионально-педагогическом образовании»,
профессора Гаязова «Конструирование моделей гражданского образования учащейся молодежи», 
профессора Юрички «Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних детей» и других.  
Научными коллективами БашГНОЦ реализовано 82 научно-исследовательские работы. В их числе инновационные образовательные проекты, финансируемые Рособразованием, Роснаукой, РГНФ, Tempus. Имеющийся потенциал психолого-педагогических исследований и инновационных разработок позволил базовому вузу БашГНОЦ – БГПУ им. М. Акмуллы получить такие многомиллионные гранты Рособразования, как «Проектирование многомерных моделей системного сближения взаимодействия межвузовских и академических структур в подготовке специалистов нового типа», «Научно-методическое обеспечение формирования социально-зрелой личности молодого человека в условиях образовательного учреждения», «Модель введения федерального государственного стандарта общего образования второго поколения в начальную школу», Федеральная целевая программа подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама с общим объемом финансирования 33 млн рублей.
БашГНОЦ совместно с БГПУ им. М.Акмуллы создана сеть опытно-экспериментальных площадок в школах и колледжах Башкортостана. Основные результаты НИР опубликованы в 27 монографиях, 73 учебниках и учебно-методических пособиях, 30 сборниках научных трудов. Подготовлено 25 выпусков научно-педагогического издания «Педагогический журнал Башкортостана», создан сайт БашГНОЦ УрО РАО, разработано более 20 электронных пособий, республиканский Интернет-портал.
Велика роль БашГНОЦ УрО РАО в интеграции науки и практики образования региона. Интеграция понимается здесь не только как формальное объединение структур в количественном укрупнении, а нахождение новых форм сопряжения их потенциалов для подготовки учителя-исследователя. Это становится возможным благодаря структурной и содержательной интеграции как целостного процесса. 
Комплексное влияние БашГНОЦ на всю психолого-педагогическую науку региона составляет важнейшее направление структурной интеграции и привело к созданию ряда научно-образовательных структур психолого-педагогической направленности. Это Ассоциация «Башкирский государственный педагогический университетский комплекс», Аналитико-прогностический центр, Научный совет по педагогике и психологии Академии наук Республики Башкортостан, Республиканский экспертный совет по опытно-экспериментальной деятельности. Результатом деятельности региональной инфраструктуры стало: фундаментализация психолого-педагогических исследований, подготовка кадров высшей квалификации, укрепление материально-технической базы, выполнение крупных региональных и федеральных проектов. 
В поисках новых форм подготовки действительно востребованного обществом учителя БГПУ выполняет одну из ключевых ролей, выступая головным вузом университетского комплекса – Ассоциации педагогических учебных заведений. Комплекс включает в себя 15 педколледжей, 2 педагогических вуза, а также свыше 100 базовых школ в городах и районах республики. Работа ассоциации позволила убрать конкуренцию между вузами и ссузами, объединить учебную базу, открыть региональные советы по защите диссертаций, но самое главное – реализовывать непрерывную образовательную траекторию и последовательно формировать компетентного специалиста.
Поддержку деятельности Ассоциации осуществляет Аналитико-прогностический центр БашГНОЦ, деятельность которого направлена на оптимизацию структуры и объемов подготовки педагогических кадров. Работа данного центра регламентирована целевой республиканской программой «Педагогические кадры Башкортостана», инициированной специальным Указом Президента Республики Башкортостан.
Структурная интеграция обеспечивает эффективное соединение процессов генерации новых идей и их внедрения в практику, т.е. формирование замкнутого контура инновационной деятельности.
В то же время необходимость формирования исследовательских навыков современного учителя требует глубокой содержательной интеграции вузовской и академической науки. 
Интеграция вузовской и академической науки направлена на формирование компетенций специалиста-исследователя, способного генерировать собственные инновации и всегда быть адекватным той ситуации, которая складывается в производстве. Компетентность как новая цель педагогического образования предполагает подготовку специалиста, обладающего способностями находить решения в субъективно новых ситуациях и адаптироваться к изменяющимся условиям мобильного производства. В условиях постоянно совершенствующихся технологий выпускаемыми нами специалисты должны обладать большими конкурентными преимуществами. 
Проектная деятельность выступает системообразующим элементом структурной и содержательной интеграции науки, образования и практики и реализуется в виде локальных, сетевых и комплексных проектов. Для управления проектами сформирована матрица научно-проектной деятельности, которая позволяет классифицировать их по ключевым критериям – уровням интеграции и внедрения – на локальные, сетевые и комплексные проекты. 
БашГНОЦ последовательно реализуется Комплексная программа научно-исследовательских работ «Образование в РБ: научные основы развития и инноваций», в которую включены следующие направления:
- научно-методическое и экспертное сопровождение процессов модернизации всех уровней образования в РБ;
- территориальное и отраслевое развитие науки в образовании Республики Башкортостан;
- развитие педагогического и научно-педагогического кадрового потенциала Республики Башкортостан;
-  процессы регионализации образования в этнокультурном, социально-экологическом контексте;
-  комплексное исследование процессов социализации, культурного развития и воспитания человека в регионе;
- интеграция образования в экономику Республики Башкортостан.
Важнейшими результатами работы БашГНОЦ в регионе является укрепление материально-технической базы психолого-педагогической науки, привлечение ученых к выполнению НИР по основным направлениям РАО, УрО РАО, формирование конкурентоспособной проблематики исследований и научных школ, подготовка научно-педагогических кадров, вовлечение педагогических коллективов РБ в инновационную образовательную деятельность. 
Бюро Уро РАО решило:
1. Сообщение Р.М.Асадуллина принять к сведению.
2. Одобрить научно-исследовательскую деятельность БашГНОЦ УрО РАО.
3. Рекомендовать научно-образовательным центрам УрО РАО развивать структуру и содержание интеграции в рамках профильного кластера, реализовывать комплексный подход в разработке перспективных НИР, по подготовке научно-педагогических кадров в профильных советах, обеспечивать информационно-консультационную, экспертную поддержку деятельности по присвоению научным изданиям центров статуса журналов рекомендованных ВАК для публикации результатов исследований.
4. Вести систематическую работу по присвоению лучшим научным и научно-методическим изданиям грифа УрО РАО
5. Опубликовать опыт Центра по развитию профильного кластера в журнале УрО РАО как одно из стратегических направлений деятельности Центров УрО РАО, способствующих развитию инновационного педагогического пространства, а также - в готовящихся к 10-летию УрО РАО изданиях «Научно-образовательные школы Урала.2000 - 2010», «Научно-образовательные Центры УрО РАО: 2000 – 2010 г.г.»

5. Утвержден тематический план фундаментальных и опытно-экспериментальных исследований УрО РАО на 2010 год
6. Статус инновационной площадки УрО РАО присвоен 14 образовательным учреждениям общего среднего образования Свердловской области по теме «Апробация учебно-методического комплекта «Православная культура»»
7. В ассоциированные члены УрО РАО принят Челябинский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.