На главную | УрО РАО | Об учреждении | События | Окружная научно-практическая конференция
ОТЧЕТ |
17 апреля 2009 года г. Екатеринбурге состоялась Окружная научно-практическая кон-ференция «Национальная образовательная стратегия. Формирование современной модели образования, ориентированной на достижение целей опережающего разви-ия». Конференция проводилась Учреждением Российской академии образования «Уральское отделение» и Российским государственным профессионально-педагогическим университетом по поручению и при поддержке Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе
В оргкомитет окружной конференции вошли:
Шевченко В.Я. – председатель оргкомитета, проректор РГППУ по образовательной поли-тике, зам.председателя УрО РАО
Члены оргкомитета:
Андрюхина Л.М. , д.ф.н, профессор, ученый секретарь УрО РАО
Дорожкин Е.М. – директор Уральского института подготовки и повышения квалификации кадров лесного комплекса
Калугина Т.Г - первый зам. министра образования и науки Челябинской области
Клюев А.К.– директор Института управления и предпринимательства УрГУ
Мангилева Н.Н. – советник аппарата полномочного представителя Президента Россий-ской Федерации в Уральском федеральном округе
Рожнов А.Н. – заместитель министра общего и профессионального образования Сверд-ловской области
Ребрин О.А. – проректор УГТУ-УПИ
Рогожин С.А – проректор по учебной работе УрГУ
Рыбаков Е. А. - директор Уральского государственного колледжа им. И.И.Ползунова
Федоров М.В., ректор УрГЭУ
Федоров В.А., проректор РГППУ по научной, инновационной политике и внешним свя-зям
Целью проведения окружной научно-практической конференции «Национальная образовательная стратегия. Формирование современной модели образования, ориентиро-ванной на достижение целей опережающего развития» стала выработка базовых научно-практических, организационных моделей, программ и проектов развития образования применительно к условиям и особенностям Уральского федерального округа.
В работе конференции приняли участие более 300 человек, из них 17 ректоров вузов, 26 проректоров, 63 директора и 28 заместителей директора образовательных учреждений, 27 руководителей и представителей органов управления образованием Свердловской, Челябинской, Курганской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, 72 доктора наук, 96 кандидатов наук.
Опубликован сборник материалов конференции.
На пленарном заседании конференции были заслушаны и вызвали большой интерес доклады:
Доклад заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе С.А.Дегтяря «Стратегические направления социально-экономического развития Уральского федерального округа»
Доклад председателя Уральского отделения Российской Академии наук В.Н.Чарушина «Инновационный потенциал науки в развитии экономики и образования»
Доклад председателя Уральского отделения Российской академии образования Г.М. Ро-манцева «Соответствие профессионального образования потребностям и тенденциям раз-вития экономики – основной принцип опережающего развития»
Выступления представителей субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа по теме «Система образования: базовые организационно-содержательные стратегии в реализации политики опережающего развития»
В рамках конференции работало четыре секции:
Секция 1. Политика, опыт и инструменты социальной консолидации усилий науки, образования, государства, работодателей в достижении целей опережающего развития (руководитель секции - О.И.Ребрин, проректор УГТУ-УПИ)
Вопросы для обсуждения:
опыт и формы содействия развитию новых механизмов и форм участия общественных ор-ганизаций в развитии образования, практика гражданских инициатив в сфере образования
опыт и формы привлечения общественных организаций, органов исполнительной и зако-нодательной власти, институтов фундаментальной и прикладной науки к формированию целевых программ, региональных проектов в области образования и повышения качества профессионального образования
опыт и формы консолидации усилий образовательного, бизнес сообщества, общественных организаций и ассоциаций в вопросах улучшения качества образования и развития систе-мы связей по линиям вуз - бизнес, ссуз - бизнес, школа-бизнес.
научные школы – опыт интеграции традиций и инноваций, фундаментальных и прикладных исследований, сотрудничества ведущих и молодых ученых.
Секция 2. Профессиональное образование как социальное пространство приращения интеллектуального капитала для инновационной экономики
(руководитель секции – Федоров М.В., ректор УрГЭУ)
Вопросы для обсуждения:
пути устранения несоответствия структуры подготовки специалистов потребностям рынка труда
подготовка научно-педагогических кадров как главного ресурса опережающего развития образования
роль университетов как центров интеграции образования, науки и технико-внедренческой деятельности в построении общества знаний и создании национальной инновационной системы
колледжи и центры развития квалификаций в системе подготовки кадров для инноваци-онного развития
Секция 3. Опережающее образование и развитие человека в условиях перехода к экономике знаний (руководитель секции – Федоров В.А., проректор РГППУ по научной, инновационной по-литике и внешним связям)
Вопросы для обсуждения:
социальная функция образования в условиях инновационного развития
развитие адаптивности личности к изменениям и формирование креативных и социальных компетентностей, готовности к переобучению, образованию на протяжении всей жизни
многообразие форм и содержания образования для развития потенциала разных типов одаренности
образование как ядро карьеры человека в течение всей жизни
наука и образование как основа здоровьесбережения
образование как фактор формирующий у молодого поколения чувство включенности в общее дело социально-культурного созидания новой России, как средство преодоления барьеров между различными культурными и социальными группами.
образование как основа культурного и духовного (ценностного) воспитания и развития личности
Секция 4. Инновационная среда и инфраструктура опережающего развития образо-вания (руководитель секции – Клюев А.К., директор Института управления и предприниматель-ства УрГУ)
Вопросы для обсуждения:
Формы интеграции науки и образования, расширение механизмов влияния инновационно-го потенциала науки на развитие системы образования.
Научно-образовательные, социо-культурные образовательные комплексы, инновационные кластеры и их роль в развитии образования
Инновационная инфраструктура образовательных учреждений
Информационная среда и информационная инфраструктура развития образования
Менеджмент знаний и интеллектуальных ресурсов в системе опережающего развития об-разования и науки
Правовая среда науки и образования как условие опережающего развития
Вызвали большой интерес и стимулировали обсуждение актуальных вопросов опережаю-щего развития мероприятия конференции:
Мероприятие 1. Круглый стол: «Составляющие современной модели образования, ориентированной на достижение целей опережающего развития».
Мероприятие 2. Медиа-экспозиция «Интеллектуальные ресурсы Урала – основа ин-новационного образования» Тематические направления:
Презентации результатов инновационных системных образовательных проектов.
Презентация опыта реализации инновационных программ
Публичные отчеты-презентации инновационных вузов
Публичные отчеты-презентации школ – победителей приоритетного национального про-екта «Образование».
Академическая наука – образованию: презентация УрО РАО.
Мероприятие 3. Заключение соглашений о сотрудничестве, формирование совместных проектов развития опережающего образования.
Приняты рекомендации конференции.