Российская Академия Образования
уральское отделение
  • Поиск по сайту
     

Карта сайта | Вход

620075, город Екатеринбург,
ул. Луначарского 85 А
e-mail: academia@urorao.ru

(343) 350-51-41

Новости
..
на сегодня новостей нет
Подробнее >>

все новости

На главную | НОЦ | УНОЦ | Проекты | Екатеринбург - город будущего | О проектах (хроники) | 2002 год

Город моего детства - город моей мечты

Не могут быть поставлены грани
пытливому разуму
В.И. Вернадский


Должно приучать себя к добродетельным 
делам и поступкам, а не к речам о
добродетели
Демокрит


На любой географической карте мы без особого труда находим свой город, в котором проходит наше детство и юность, где счастливые минуты успеха или радости помогают преодолевать трудности повседневной жизни. Если мы уезжаем из города даже на непродолжительное время, по возвращению мы всегда обнаруживаем в нем изменения, обновление его кварталов, улиц и парков, что дает основание радоваться увиденной новизне.

Но можно принять и личное участие в обновлении любимого города. Такую возможность дает городской конкурс школьных экологических проектов «Екатеринбург - город будущего», который проводится городским комитетом по экологии, совместно с Уральским научно-образовательным центром Уральского отделения Российской академии образования уже второй год. 

У нашего города есть свой стратегический план развития до 2015 года, который отражает разные стороны его развития от экономики до инфраструктуры. Безусловно, в нем решению экологических проблем отводится значимое место. Внести свой посильный вклад в изменение экологической ситуации, сделать наш город более опрятным и эстетически привлекательным, с чистыми водоемами и тенистыми парками, наполненными голосами птиц и детей, задача не только взрослых горожан, но и юного поколения. Наш конкурс позволяет творить, дерзать и проектировать город будущего.

В процессе работы над проектами в 2001 года школьники совместно с педагогами изучали Екатеринбург, взглядом эколога, искали пути решения конкретных экологических задач, помогали взрослым в восстановлении скверов и парков, мечтали о гармонии человека с природой в урбанизированной среде. С учетом стратегического плана развития Екатеринбурга, концепции устойчивого развития общества (Рио-де-Жанейро, 1992 г. и Иоханесбург, 2002 г.) было разработано 26 экологических учебно-исследовательских проектов. Некоторые предложения, высказанные участниками, уже сегодня реализуются и частично финансируются администрацией города и районов. 

Творческий процесс принес всем удовлетворение и пользу. Некоторым учащимся 11 классов защита проекта была приравнена к сдаче выпускного школьного экзамена, другие получили приглашение поступать в Вуз, для третьих участие в конкурсе стало самоутверждением. Часть участников конкурса была награждена путевками в экологический лагерь оз. Песчаное (организаторы - Уральский государственный лесотехнический университет).

В 2002 г. конкурс был продолжен. На конкурс принимались работы по следующим направлениям:

  • проект детской площадки в любой рекреационной зоне города Екатеринбурга;
  • проект экологического дома для птиц города;
  • проект включения малых архитектурных форм в городской ландшафт;
  • проект использования вторичного сырья для обустройства городского ландшафта и интерьера помещений;
  • проект экологизации дорог города;
  • проект сохранения лесопарка, сквера, улицы;
  • проект гуманитарного взаимодействия с памятниками природы (непрагматическое с ним взаимодействие);
  • проект разработки номенклатуры предметов и изделий из синтетических полимеров, полученных из отходов жизнедеятельности города;
  • проект реконструкции школы на основе ресурсосберегающих технологий;
  • проект экологического обустройства реки Исеть.


Проектная деятельность юных горожан в 2002 году была еще более практико -ориентированной, пронизанной новыми идеями и нестандартными подходами в решении городских проблем. Участники конкурса продолжили изучать город, его инфраструктуру, функционирование живого организма мегаполиса, они продолжали открывать для себя новые профессии, связанные с управлением и развитием городских социоприродных систем. 

В итоге творческой и поисковой деятельности было создано 32 проекта. В их разработке приняли участие 37 педагогов, 140 учащихся школ, детских и подростковых клубов, учреждений начального профессионального образования, а также их родители, друзья и спонсоры.

Автор конкурса - директор Уральского научно-образовательного центра
Уральского отделения Российской академии образования,
Доктор педагогических наук, профессор Г.П. Сикорская

Проекты

Уральская рябинушка

МУ «Территориальный центр помощи семье и детям» Орджоникидзевского района.
Руководители: Н.В. Меньшикова, Н.Л. Потапова.


Целью проекта является реконструкция территории Центра в зону отдыха. Его реализация запланирована участниками конкурса поэтапно:

  • подготовительный ( выбрана площадка, сделаны замеры, составлен план);
  • диагностический (обследование территории, деревьев, конкурс моделей преобразования участка);
  • преобразовательный( уборка территории, изготовление кормушек, разбивка цветника, посадка деревьев, побелка стволов деревьев и поребриков);
  • подведение итогов (частичная реализация проекта, составление рабочего плана по дальнейшей реализации).


При разработки проекта и его реализации у детей появился устойчивый интерес к проблеме гармонизации среды их обитания.

Детская площадка «Уральский дворик» в стиле урало-сибирской росписи

ГОУ НПО ПУ №91
Руководители: И.С.Ревенко, П.А. Попова.


Участники проекта обратились к формированию экологической культуры ,раскрытию духовного аспекта взаимодействия человека и природы посредством взаимосвязи понятий этноса, природы, культуры, связи художественного народного творчества с краеведческим принципом. Знакомство детей в игровой форме с самобытной росписью Урала даст им возможность почувствовать эстетическую значимость природы, ее нравственно-духовные истоки в народном творчестве, и самим приобщаться к творчеству.

В результате проектировочной деятельности учащиеся училища разработали и создали макет детской игровой площадки с Урало-Сибирской росписью, сформировали практические умения этноэкологического содержания.

Здравствуй двор!

ОД и ПК «Социум», Детский клуб «Искра»
Руководители: Н.М. Белослюдцева, Е.А. Суворова.


«То, что оказалось очень важным небольшому коллективу подростков и взрослых, что было заявлено на первом конкурсе школьных экологических проектов, все это стало осуществляться» - из пояснительной записки проекта. Мечты становятся реальностью благодаря деятельности клубовцев, помощи взрослых и стечению обстоятельств.

Флористический калейдоскоп

Лицей №110
Руководитель: С.Ю. Кузяхметова 


«Дом без цветов, как человек без души!»
Учащиеся лицея решили украсить свой дом науки с помощью дополнений к интерьеру, где они стремятся создать психологический комфорт среды обитания для растущего человека. Дополнения создаются из сухоцветов и других природных материалов. При подборе, которых они учатся видеть прекрасное, наблюдать, беречь окружающий мир и создавать природосообразную среду в школе.

Жемчужина города

Сохранение природно-исторического ансамбля парка Городского Дворца творчества учащихся.
Руководители: В.М.Силина, С.С. Пономарева, Ю.М. Сутормин.


Девиз 2002 года: « ОТ ПРОЕКТА - К ДЕЛУ!»

На первый конкурс был представлен проект по реконструкции парка. Данный проект получил финансирование из бюджета Администрации города Екатеринбурга.

Начался деятельностный этап:

  • проведение заседания клуба»Любителт старинного парка»;
  • увеличение биоразнообразия парка;
  • посадка Ивы шаровидной;
  • заложен питомник - «Школку» древесных;
  • лечение старинных деревьев парка;
  • высажено 6 клумб;
  • подготовлены письма для горожан об экопроекте;
  • разработан новый проект озеленения парка;
  • проводятся рейды зеленого патруля и т.д.


Выводы по проекту: разработана основа экологического проекта, найдены практические подходы к реализации экопроекта. Есть надежда на возрождение ансамбля парка. Это реальность!

Пролема экологической реабилитации озера Шарташ, береговой и лесопарковой зоны

Гимназия №9
Руководитель: Т.Н. Янковая


В проекте всесторонне отражена проблема озера Шарташ, составлена историческая справка существования озера, исследована юридическая база , а также опыт накопленный городом по решению данной проблемы.

Полигон высоких технологий

Школа № 85
Руководители: Н.И.Бочарова, А.В.Зуев, Т.Е. Адыева.


Проект является интеграцией знаний по предметам биологии, экологии, географии
при использовании дистанционных методов исследований в изучении лесопарков в черте города Екатеринбурга. В современных условиях альтернативы космическому мониторингу нет.

Проект сохранения лесопарка «Зеленая лагуна»

Школа № 132
Руководитель: О.А.Сибирцева


Всем не надо объяснять
Где нам можно погулять,
Отдохнуть душой и телом
Всей семьей и престарелым
Этот парк любимый наш
Называется «Химмаш».

Проект по реконструкции включил в себя: характеристику состояния парка на сегодняшний день, изучение материалов по будущей реконструкции парка, разработка авторского проекта по преобразованию рекреационной зоны.

Подведение итогов

Проектная деятельность позволяет научить школьников не только целеполаганию, но и технологиям достижения практического результата. Теория и практика в единстве дают ощутимый результат по включенности юных жителей города в реальную практическую деятельность. Работая над проектами в течение учебного года, учащиеся осваивают нестандартные подходы к решению экологических проблем, учатся мыслить критически, реализуют свои творческие способности, осознают социальную значимость своего труда по превращению города в экополис, развивая тем самым экологическую культуру социума и ноосферный подход в решении городских проблем. 

Скверы и лесопарки города - особая забота участников конкурса. Они представляют практическую зону деятельности школьников взрослых. Лесопарки Екатеринбурга составляют 1/4 часть территории города. А всего в границах мегаполиса их 13. Основатели нашего города В.Н. Татищев и В.И. де Генин еще в начале 18 века разработали инструкции по сохранению лесов вокруг заводов. Разработанные проекты предусматривают сохранение ландшафта, благоустройство , создание экологических троп и мест отдыха. Школьников заботит и поведение горожан в уникальных уголках города. Экологические десанты, создание малых архитектурных форм, посадка деревьев и кустарников - далеко не полный перечень социально-выжных дел в наших скверах и парках

Юные жители города не только мечтают изменить ситуацию в наших дворах, но и предлагают решения проблем, участвуя в конструировании пространства и дворовых сооружений. По законам архитектуры, экологии и на основе охраны жизни, безусловно, эстетических правил участниками созданы проекты более 10 площадок. Кое-что создано собственными руками, особенно кружковцами Объединения дворовых и подростковых клубов «Социум». Ландшафтная планировка дворов, озеленение, цветники, корты и детские игровые площадки , а главное совместная творческая деятельность объединила подростков и направила их энергию на созидание, обновление города.

Экологическое конструирование на основе ресурсосбережения, не только волнует юных жителей Екатеринбурга, но уже на основе современных взглядов, достижений техники, понимания проблем крупных городов и жизни человека в урбанизированной среде, участники предлагаю оригинальное решение проблем инфраструктуры города, мысленно и на чертежах реализуют свои предложения. Есть и опыт реализации идей на практике.

Большое беспокойство вызывает у школьников состояние и среда наших школ, которые ими рассматриваются не только как место получения образования, а как среда жизнедеятельности. Какой же хотят увидеть школу наши дети. На этот вопрос они отвечают с философских , градостроительных, психологических и экологических позиций. «Современная школа - это гармония трех начал: физического пространства, духовного (философия образования), социального (аура человеческих отношений)». Над всем эти должна стоять красота человека, пространства и самой среды. Обустройство внутренних помещений, ближайшего окружения, школьной столовой, кабинетов, комнат релаксации, тренинговых и спортивных сооружений, зимних садов - все это и многое другое, по мнению школьников, необходимо предусматривать и включать в деятельность по реконструкции жителей школы. Это доказали разработчики проектов.