На главную | УрО РАО | Развитие образования на Урале | Заседания Бюро УрО РАО | 2011 год | 22 июня 2011 года
Информация о заседании Бюро УрО РАО
22 июня состоялось очередное заседание Бюро УрО РАО.
Открывая заседание Бюро, заместитель председателя УрО РАО, д-р педагогич. наук, профессор В.А.Федоров проинформировал об особенности заседания. Впервые члены Бюро УрО РАО работают не только очно, но и в дистанционном режиме. Установлена телекоммуникационная связь с Пермским государственным университетом, с членом-корреспондентом РАО Е.К.Хеннером и с Министерством образования Башкортостана, которое представляет министр образования Республики Башкортостан, член-корреспондент РАО, член Бюро УрО РАО А.Г.Гаязов. Альфис Суфиянович Гаязов обратился с приветственным словом к присутствующим на заседании Бюро УрО РАО.
Работа Бюро началась с вручения наград образовательным учреждениям – членам ин-новационной сети УрО РАО - участникам XV- го Российского образовательного Форума. По поручению Министерства общего и профессионального образования Свердловской области награды вручал М.Г. Корягин, начальник отдела среднего и высшего профессионального образования Министерства. Вручая награды, М.Г. Корягин отметил что название конкурса говорит само за себя «Качественное образование – будущее России». И когда знакомишься с результатами, то они впечатляют. За время участия в конкурсе более 800-та учреждений представили свои проекты по различным номинациям, и отрадно, что затем после отборочного тура более 20 претендентов, представляющих Свердловскую область, активно работающих с Уральским отделением Российской Академии образования,были отмечены как особо значимые, и во втором туре решением оргкомитета они признаны победителями и получают сегодня заслуженные награды.
В ходе Всероссийского конкурса «Качественное образование - будущее России» Национальной Премии в области образования 2010 года (г. Москва), проходившего при поддержке Комитета по образованию Государственной Думы РФ, медали «Элита Рос-сийского образования» Национальной Премии 2010 года за особые успехи в Российском образовании удостоены:
Бабич Эльвира Александровна - директор МБОУ СОШ № 167 (г. Екатеринбург);
Аюбашева Светлана Ивановна - зам. директора МБОУ лицей № 109 (г. Екатеринбург).
Дипломом первой степени Всероссийского конкурса «Качественное образование - будущее России» Национальной Премии 2010 года в номинации «Опыт проектирования и успешного осуществления учащимися деятельности в познавательной и социальной сфе-рах» награждены:
Авторский коллектив МБОУ СОШ № 167 (г. Екатеринбург) в составе Бабич Эльвиры Александровны, Довган Татьяны Александровны, Коряковой Анны Александровны.
Авторский коллектив МБОУ лицей № 109 (г. Екатеринбург) в составе Ивонина Андрея Олеговича и Аюбашевой Светланы Ивановны
Авторский коллектив МОУ СОШ № 10 (г. Ревда) в составе Усольцевой Наталии Ни-колаевны, Игнатовой Ольги Александровны, Тетериной Екатерины Юрьевны
Авторский коллектив МБОУ СОШ № 2 (г. Красноуфимск) в составе Иглиной Татьяны Валентиновны, Лосевой Ольги Васильевны, Саитовой Лилии Нафисовны
Авторский коллектив МБОУ гимназии № 8 (г. Екатеринбург) в составе Письмака Георгия Александровича, Поля Владимира Николаевича, Кухаренко Сергея Николаевича, Кадочникова Андрея Леонидовича в номинации «Успешное обучение универсальным способам действий для активного участия учеников в общественной жизни и трудовой деятельности»;
Авторский коллектив МБОУ гимназии № 8 (г. Екатеринбург) в номинации «Реализа-ция Федерального государственного образовательного стандарта 2010» в составе Письмака Георгия Александровича, Кухаренко Сергея Николаевича, Ярославцевой Елены Нико-лаевны, Давыдовой Наталии Николаевны
Авторский коллектив международного сетевого проекта МАОУ Лицей № 110, МБОУ СОШ № 170, УрО РАО г. Екатеринбург (РФ), Музейный комплекс «Яд Вашем» г. Иерусалим (Израиль) в составе Виноградовой Ирины Юрьевны, Тренихиной Светланы Юрьевны, Ковалевской Зинаиды Михайловны, Порохиной Галины Дмитриевны, Третьяковой Аллы Николаевны, Абрамски Ирит в номинации «Опыт проектирования и успешного осуществления учащимися деятельности в познавательной и социальной сферах»;
Авторский коллектив МБОУ гимназии № 94 (г. Екатеринбург) в составе Никоновой Ларисы Михайловны, Семеновой Юлии Леонидовны, Ярославцевой Елены Николаевны в номинации «За успехи внедрения инноваций в области образования»;
Авторский коллектив МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Красноуфимска в составе Кузнецовой Светланы Юрьевны и Симагиной Натальи Валентиновны в номинации «За инновации в области науки и технологии образования 2010»;
Гавриш Людмила Федоровна, учитель французского языка МАОУ лицея № 110 им. Л.К.Гришиной в номинации «Опыт проектирования и успешного осуществления учащимися деятельности в познавательной и социальной сферах»
Смирных Ольга Владимировна, заместитель директора по НМР МБОУ лицея № 100 в номинации «Опыт проектирования и успешного осуществления учащимися деятельности в познавательной и социальной сферах»
Мамонтова Марина Юрьевна, доцент кафедры информационных технологий в образо-вании, кандидат физико-математических наук, УрГПУ в номинации «Опыт проектирования и успешного осуществления учащимися деятельности в познавательной и социальной сферах»
Диплома 2 степени Всероссийского конкурса «Качественное образование - будущее России» Национальной Премии 2010 года удостоены:
Валамина Ольга Вячеславовна, директор МБОУ СОШ № 154 (г. Екатеринбург) в но-минации «Опыт проектирования и успешного осуществления учащимися деятельности в познавательной и социальной сферах»;
Игнатова Ольга Александровна, зам. директора МОУ СОШ № 10 (г. Ревда) в номинации «Лучшее программное обеспечение для образовательного процесса».
Диплома лауреата Всероссийского конкурса «Качественное образование - будущее Рос-сии» Национальной Премии 2010 года удостоены
Авторский коллектив МБОУ СОШ № 154 г. Екатеринбурга в составе Валаминой Ольги Вячеславовны, в номинации «Успешное обучение универсальным способам действий для активного участия учеников в общественной жизни и трудовой деятельности»
Авторский коллектив Колледжа Уральского государственного экономического университета (директор Мезенин Василий Александрович) в номинации «Лучшее программное обеспечение для образовательного процесса»
Авторский коллектив городского Дворца детского и юношеского творчества г. Нижний Тагил (директор Михневич Оксана Васильевна) в номинации «Лучшее учреждение до-полнительного образования»
Меньшенина Жанна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга в номинации «Лучший урок по созданию условий, организующих поисковую деятельность учащихся
В конце апреля 2011 года проект УрО РАО «Сетевое взаимодействие инновационно-активных школ академической площадки УрО РАО» стал победителем 5 Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании», организованного Министер-ством образования и науки РФ и проходившего в рамках XV Российского образовательного форума в КВЦ «Сокольники» г.Москва . Всего в конкурсе приняло очное участие 82 проекта из 18 регионов России.
Диплома победителя 5 Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании» и Гран-При «Жемчужина Российского образования» удостоены :
МБОУ СОШ №№ 140 (директор Журавлева Александра Викторовна);
МБОУ СОШ № 167 (директор Бабич Эльвира Александровна);
МБОУ гимназия № 99 ( директор Силукова Татьяна Алексеевна);
МБОУ лицей № 3 (директор Ипполитова Валентина Александровна),
МБОУ лицей № 100 (директор Удинцева Евгения Яковлевна),
МБОУ лицей № 159 ( зам. директора по НМР Цепелева Варвара Петровна) ,
Колледж УрГЭУ (директор Мезенин Василий Александрович)
С приветствиями в адрес награжденных выступили заместители председателя УрО РАО В.Я.Шевченко и В.А. Федоров, начальник управления образования Администрации г. Екатеринбурга Е.Л.Умникова. В.Я.Шевченко подчеркнул, что Уральское отделение Российской академии образования на протяжении ряда лет осуществляет научное сопровождение деятельности инновационно-активных образовательных учреждений. Сейчас сформировалась достаточно обширная сеть образовательных учреждений, которые активно принимают в этом участие. И на определенном этапе было принято решение, что вся наша деятельность должна быть оценена какой-то внешней независимой экспертизой. Такой экспертизой и явилась проводимая на конкурсной основе оценка инновационных проектов в рамках Всероссийского образовательного Форума, организуемого Государственной Думой Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, и рядом общественных организаций. По итогам Всероссийского образовательного Форума наш совместный труд, труд образовательных учреждений получил высокую оценку. На этом заседании бюро Уральского отделения Российской академии образования присутствуют все коллеги, которые получили самые высокие оценки в этом конкурсе, а мы очень рады, что сегодня имеем возможность вручить эти награды. В.А.Федоров в своем выступлении сказал, что количество наград, причем наград федерального уровня, говорит о том, что это актуальнейшие результаты не только для субъектов федерации и Свердловской области, а и в целом для страны. И это не единственный проект. В программе Уральского отделения Российской академии образования, которая называется «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций», представлено более 90 проектов.
Начальник управления образования г. Екатеринбурга Е.Л.Умникова подчеркнула, что инновационные проекты, реализуемые в Екатеринбурге рождают совершенно новый уровень взаимоотношений, что будет иметь развитие и уже сегодня значимо не только для города Екатеринбурга, но и для Свердловской области, возможно даже для Российской Федерации.
Вторым вопросом был заслушан научный доклад по итогам реализации проекта Комплексной программы УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» "Разработка модели взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг на основе использования рамки квалификаций" С докладом выступила доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой «Социальная работа» Челябинского государст-венного университета Т.Г.Калугина
Заслушав и обсудив сообщение доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой «Социальная работа» ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» Т.Г.Калугиной, Бюро УрО РАО отметило, что автором охарактеризованы методологические основания разработки модели взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг на основе использования рамки квалификаций, предложен механизм их сбалансированности с учетом развития независимой оценки и сертификации квалификаций как необходимого условия повышения качества профессионального образования на современном этапе.
Показана актуальность проблемы, обусловленная Болонским Соглашением 1999 года, предусматривающим создание единого Европейского пространства высшего образования. Оно позволяет обеспечить в будущем перспективу развития привлекательного и конкурентоспособного на международном уровне образовательного пространства, в кото-ром вузы смогут выполнять свои разнообразные миссии в обществе, основанном на зна-ниях, а студенты получить выгоды от мобильности в соответствии с признанием их ква-лификаций и возможность выбрать наиболее подходящую образовательную траекторию.
Показано также, что весьма актуальными представляются исследования, посвящённые изучению состояния и качества человеческого капитала как на стадии подготовки в учреждениях высшего профессионального образования, так и на стадии оценки и при-знания квалификаций действующего персонала. В связи с этим является важной сопоста-вимость международных исследований в данной сфере.
Представлена модель взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг на основе использования рамки квалификаций, разработанная совместными усилиями ученых стран Евросоюза и России в Челябинской области; описана методика и результаты создания сетки квалификаций сферы труда и сферы образования; совместно с зарубежными вузами-партнёрами в ходе международного проекта ТЕМПУС « Разработка рамки квалификаций для учреждений высшего образования Уральского региона» дана характеристика всех уровней образования и их соответствия уровням квалификаций.
Главной целью проекта является не только разработка рамки квалификаций, но и использование регионального подхода к разработке национальной рамки квалификаций РФ, проверка соответствия полученных результатов на более широкой географической основе с образовательными учреждениями и предприятиями, а также соответствия с евро-пейской рамкой квалификаций.
В основе подхода – идея соединения профессиональных и образовательных стандартов, разработки механизмов и их педагогическая интерпретация с целью использования в практической деятельности.
Своевременность обращения педагогики к исследованиям такого характера и такого уровня обосновывается тем, что на данном этапе развития общества актуализировалась проблема качества выпускников вузов и их дальнейшего профессионального становления как квалицированного работника и личности.
Новизна и практическая значимость исследования состоит в том, что выявлены связи и закономерности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, выделены уровни соответствия в процессе данного взаимодействия, даны педагогическая интерпретация и рационально-логическое объяснение полученного знания; охарактеризо-вана система принципов, включающая принципы: интегральности, соответствия, диффе-ренциации, системности, непрерывности, преемственности, прозрачности описания, ие-рархии.
В целях наиболее чёткого определения и структурирования целей, результатов и хода исследования использовалась логико-структурная матрица, которая составляет синтез проекта. Она же использована и для создания концепции, планирования, осуществления и контроля за апробацией результатов исследования.
Логико-структурная матрица обеспечила возможность построения сетки квалификаций в сфере образования и в сфере труда на общих методологических основаниях. В качестве критериев были взяты знания, умения и компетенции. По результатам научного поиска был сформирован глоссарий, позволяющий всем участникам проекта действовать в одном терминологическом пространстве.
Основные теоретические положения исследования, а также практические рекомендации, воплощающие различные варианты применения логико - матричного подхода, отражены в следующих научных и методических разработках:
1. Основные результаты научных исследований по Комплексной программе УрО РАО « Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций». /Сб. науч. трудов окружн. науч.- практ. конф. «Наука- образованию»., Екатеринбург, Изд-во УрО РАО «Раритет». - 2010г. С.169-285
2.Калугина,Т.Г., Костыко Г.С. Развитие региональной системы независимой оценки каче-ства и сертификации персонала в Челябинской области. [Текст] //Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. Вып.12, № 31 (164), -Челябинск: Изд- во « Центр» ЮУрГУ.- 2010. С.23-33
3. Калугина, Т.Г., Костыко Г.С. Управление качеством рабочей силы: состояние, позиции, опыт. [ Текст] //Успехи современного естествознания; - Москва, РАО, -2010г.,-0,2 п.л.; №3; -1000 экз. С.8-12
4. Калугина, Т.Г., Корнещук, Н.Г., Овчинникова И.Г. Рамка квалификаций для Уральского региона в контексте Европейского пространства высшего образования.[ Текст] // Образо-вание и наука. Известия УрО РАО, - Екатеринбург: Изд-во «Раритет», 2011год. № 2 (81). С. 16-31
5. Калугина Т.Г., Корнещук Н.Г. Разработка рамки квалификаций как условие повышения качества профессионального образования. [Текст] // Современная высшая школа: иннова-ционный аспект., -Челябинск: Из- во НОУ ВПО «Русско- Британ. Ин-т управления», 2010 год. № 3. С. 7-12
6) Калугина Т.Г., Корнещук Н.Г., Овчинникова И. Г. Рамка квалификаций для Уральского региона в контексте европейского пространства высшего образования. [ Текст ] / Сб. на-уч. трудов: Материалы окружной науч.- практ. конф- ции ( 7-9 декабря, 2010 год). - Екате-ринбург: Из- во « Раритет», ч.1. С. 77-81
7) Научно- образовательная школа «Управление инновационными процессами в образо-вании профессора Т.Г.Калугиной [ Текст ] в кн: Научно- образовательные школы Урала.- Екатеринбург: Из-во «Раритет» УрО РАО. – 2010 г. С. 171-178
8) Калугина Т.Г. Сравнительная характеристика рамок квалификаций стран Евросоюза // Вестник Южно -Уральского государственного университета Вестник ЮУрГУ. Серия: Об-разование. Педагогические науки. Вып.5, № 31 (164), -Челябинск: Изд- во « Центр» ЮУр-ГУ.- 2010. С.23-33
9) Калугина, Т.Г., Корнещук, Н.Г., Овчинникова И.Г. Рамка квалификаций для Уральского региона в контексте Европейского пространства высшего образования.[ Текст] // Образо-вание и наука. Известия УрО РАО , -Екатеринбург: Изд-во «Раритет», 2011год. № 2 (81). С. 16-31
Региональная рамка квалификаций (РК), разработанная в ходе исследования, представляет достижение квалификационных уровней, которое может быть осуществлено через формальное, неформальное и внеформальное обучение на протяжении всей жизни. Её можно рассматривать как типовую модель для российской системы образования и рынка труда. Избранный подход (снизу вверх: от мнений работодателей и образовательных учреждений до научных обобщений) позволяет учесть все особенности национальной системы образования и рынка труда, использовать его для разработки национальной рамки квалификаций. Кроме того, предложенная РК сопоставима с Европейской РК, что чрезвычайно важно в условиях глобальной интеграции.
При разработке РК для Уральского региона использовались понятия, методология, изложенные в работах, посвященных разработке данной проблемы.
Среди них имеющиеся разработки проектов национальной РК в Российской Федерации О.Н. Олейниковой, Н.А Машуковой, С.Г. Михневой, А.А Муравьевой, А.Н, Лейбовича, М.М. Коулз, М.М. Крощенко, О.Д Прянишниковой, М.А. Шестакова, а также зарубежных авторов: Теодора Шульца, Гэрри Беккера, Джейкоба Минцера, Эдварда Дени-сона, Роберта Солоу и наших партнеров по проекту ТЕМПУС (№ 144853 – ТЕМПУС-2008-FR– JPHES) Мишеля Фетри, Дермота Калона, Корнелиуса Гиллена.
Среди наиболее известных проектов этой области исследований в России: проект Европейского фонда образования и Центра изучения проблем профессионального образо-вания; проект ««Настройка образовательных программ в российских вузах», проект Феде-рального Института Развития Профессионального Образования(ФИРО) Министерства образования и науки РФ и Национального Агентства Развития Квалификаций (НАРК) Российского Союза Промышленников и Предпринимателей (РСПП), проект по разработке Единой системы квалификаций РФ.
Практическая реализация проекта – внедрение рамки квалификаций в экономическое и образовательное пространство Челябинской области - осуществляется через создание регионально - экспертного центра, центра сертификации квалификаций, создание системы независимой оценки сертификации выпускников учреждений профессионального образования и персонала предприятий и организаций, обучение и переподготовку в сис-теме дополнительного профессионального образования, деятельность информационно-методических центров разных уровней, учебно-методических объединений.
Данная научно-методическая работа ведётся при поддержке Правительства, Министерства образования и науки Челябинской области; в качестве одного из направлений включена в областную целевую Программу «Развитие профессионального образования Челябинской области в 2011-2015 годах» в рамках Федеральной целевой программы «Развитие образования в Российской Федерации» на период с 2011 по 2015 годы.
Третьим вопросом обсуждался научный доклад по итогам реализации проекта Ком-плексной программы УрО РАО "Управление качеством начального и среднего про-фессионального образования. О деятельности лаборатории УрО РАО (г. Магнитогорск)" С докладом выступила О.Л.Назарова , доктор педагогических наук, профессор, руководитель Лаборатории УрО РАО.
Заслушав и обсудив доклад руководителя научно-исследовательской лаборатории по исследованию проблем управления качеством начального и среднего профессионального образования, доктора педагогических наук, профессора О.Л. Назаровой, Бюро отметило, что лабораторией проводится значительная работа по исследуемой проблеме: дано теоретико-методологическое обоснование проблемы управления качеством начального и среднего профессионального образования; выделены цели, задачи, закономерные связи, принципы, компоненты системы управления качеством начального и среднего профес-сионального образования; сформулированы педагогические условия управления качеством образовательного процесса в образовательных учреждениях НПО, СПО (О.Л. Назарова); сформирована концепция педагогической системы научно-исследовательской подго-товки педагогов учреждения среднего профессионального образования (В.И. Кондрух).
В результате деятельности лаборатории сформулированы ведущие идеи концепции управления качеством начального и среднего профессионального образования:
- системная интеграция концептов педагогической системы НПО и СПО, пере-ориентация их связей и соотношений в интересах достижения уровня качества образова-тельного процесса, соответствующего современным требованиям и стандартам;
- реализация на практике квалиметрического подхода к организации и анализу образовательного процесса, заключающегося в приоритетном использовании качественных оценочных конструктов, расширении номенклатуры диагностирующих свойств, процессуальной и результирующей сторон;
- на основе программно-целевого метода приведение содержания и структуры профессиональной подготовки специалистов системы НПО и СПО в соответствие с по-требностями рынка труда;
- управление качеством подготовки специалистов рассматривается как единый технологический процесс на основе алгоритма принятия и реализации решений, многообразия форм, способов и средств, обеспечивающий обратную связь между производителями и потребителями образовательных услуг;
- объединение научных организационных, методических и кадровых усилий, привлечение всех структур образовательного учреждения с учётом многообразия факторов и условий в интересах достижения высокого уровня качества, отвечающим лучшим образцам и соответствующим стандартам.
Сформировалась научно-образовательная школа «Воспроизводство научных кад-ров в системе среднего профессионального образования» (научный консультант доктор педагогических наук, профессор А.Я. Найн). Проведено 43 научных исследования, кото-рые внедрены в практику образовательных учреждений Челябинской области. Осуществ-ляется научное сопровождение инновационных процессов в системе начального и среднего профессионального образования г. Магнитогорска и Челябинской области. За время действия Лаборатории на базовых площадках проведено 24 семинара, 4 форума, 8 научно-практических конференций, 18 мастер-классов, 6 круглых столов, 6 выставок по различным аспектам качества образовательного процесса НПО и СПО.
Под грифом Лаборатории УрО РАО было издано за пять лет: 241 учебно-методическое пособие; 11 монографий; 684 статей и тезисов, из них 4 публикации в журналах, рекомендованных ВАК; 11 периодических изданий.
Лаборатория активно взаимодействует с образовательными и научными учреждениями г. Магнитогорска, Челябинской области, Урала, ведущими учёными страны.
Решением Бюро УрО РАО от 27 апреля 2011 г. принято решение преобразовать Лабораторию УрО РАО в Магнитогорский Научно-образовательный центр УрО РАО (МагНОЦ УрО РАО). В связи с чем в качестве перспектив деятельности Магнитогорского науч-но-образовательного центра намечены: раскрытие роли интеграционных процессов в уч-реждениях профессионального образования; теоретическое обоснование и эксперимен-тальное подтверждение концепции (сущность, содержание, понятийный аппарат) развития инновационного учреждения профессионального образования: университетский комплекс; осуществление интеграции: уровней профессионального образования; содержания профессионального образования; образовательных и информационных технологий; обра-зования, науки и бизнеса; университетского комплекса в европейское образовательное пространство.
По итогам обсуждения научных докладов было принято решение сделать постоянной практикой информирование о результатах реализации проектов УрО РАО органы управ-ления и ведущие вузы Урала.
Ученый секретарь УрО РАО,
д-р филос. наук, проф. Л.М.Андрюхина