На главную | УрО РАО | Развитие образования на Урале | Заседания Бюро УрО РАО | 2011 год | 2 марта 2011 года
Информация о заседании Бюро УрО РАО
2 марта 2011 года состоялось очередное заседание бюро
1. Был заслушан и обсуждался вопрос: Научные школы в контексте инновационной стратегии развития образования. Об основных направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности научной школы «Полипарадигмальная педагогика», научный руководитель д-р пед наук А.С.Белкин
Заслушав и обсудив доклад доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ, директора института фундаментального психолого-педагогического образования УрГПУ А.С. Белкина, Бюро УрО РАО отметило, что, во-первых, разрабатываемые в рамках школы научные направления исследования отвечают образовательным потребностям на трех уровнях: социально-педагогическом (общественно-государственный заказ); научно-теоретическом (потребности педагогической науки); научно-методическом (потребности практики). Во-вторых, исследования, проводимые в рамках научной школы, сочетают в себе как фундаментальные, так и практикоориентированные доминанты. В-третьих, научно-исследовательская и научно-методическая деятельность школы сочетается с организационно-управленческими функциями. В-четвертых, приоритетными проектами в деятельности научной школы выступают образовательные процессы в общеобразовательной, высшей школе в контексте персонально-личностного, компетентностного подходов.
В результате деятельности научной школы А.С. Белкина сформулированы основные позиции инновационного подхода в организации образовательного процесса, разрабатываются методики и технологии инновационных форм обучения в условиях высшего и среднего профессионального педагогического образования по различным направлениям.
Кадровый состав научной школы представлен (56 кандидатов, 19 докторов) как учеными с большим стажем научно – исследовательской деятельности, награжденными нагрудными знаками «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», так и молодыми исследователями. В составе научной школы и бывший Министр Образования Свердловской области, и политики уральского региона, и ректора и проректора ведущих вузов Урала, заведующие кафедрами, директора институтов, учителя и воспитатели школ.
Научные открытия школы получили высокую оценку не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Ее педагогические идеи хорошо известны мировому педагогическому сообществу. Более 10 лет коллектив научной школы представлен в координационном комитете Международного фонда образования, выступая в США, Китае, Корее, Иерусалиме и в ряде стран ближнего зарубежья.
Известны и признаны результаты фундаментальных научных исследований представителей научной школы в области научного педагогического сознания (С.А. Днепров), теории и технологии ситуации успеха в учении (Е.В. Коротаева, И.А. Ларионова), возрастной педагогики и психологии (Л.П. Качалова), витагенного образования взрослых (Н.О. Вербицкая), историко-педагогических закономерностей с гуманистических позиций (Т.А. Сутырина, И.Е. Шкабара, Н.И. Мазурчук), ментально-миссионного подхода в образовании (Т.А. Сутырина, Уткин А.В.), мониторинга образовательного процесса (В.Г. Горб, Л.Д, Назарова, С.Л. Фоменко), пассионарности личности как интегративной педагогической категории (И.С. Зимина).
Представителями научной школы опубликовано за последние годы более 120 работ в рецензируемых международных журналах: «Педагогика», «Философия образования», «Народное образование», «Русский язык в школе», «Начальная школа плюс: До и После», «Стандарты и мониторинг», «Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО», «Вестник УрГУ», «Педагогическое образование в России» и т.д.
Представители научной школы являются многократными дипломантами конкурса на лучшую учебную книгу вузов, проводимую под эгидой Фонда развития отечественного образования (2007,2008).
В 2007г. выигран грант Российского гуманитарного научного фонда на публикацию монографии «Педагогические технологии в области теории и практики».
Представители научной школы имеют грифы МОиН РФ И УМО на ряд учебных пособий (2007,2008,2009,2010).
Ежегодно научная школа проводит международные, всероссийские, и региональные научно-практические конференции. Так, в 2009 году с целью координации отечественных исследований с инновационными поисками стран Шанхайской Организации Сотрудничества (сессия ШОС проходила в г.Екатеринбурге) была проведена международная научно-практическая конференция «Инновационные направления в образовании», объединившая более 350 ученых из 80 городов России, Китая, Казахстана, Узбекистана, а также Белоруссии, Украины и Литвы.
Представители научной школы, являясь специалистами высшей квалификации в области педагогических наук, весьма востребованы в образовательных учреждениях РФ и за рубежом (Болгария, Израиль, Италия, Китай, Франция, Германия, Болгария).
В обсуждении приняли участие академики РАО В.И.Загвязинский, Г.М.Романцев, член-корреспондент РАО Э.В.Зеер и др. Подводя итоги обсуждения, председатель УрО РАО, академик РАО Г.М. Романцев сказал, что фамилия Белкин на Урале - это флаг Уральской педагогики. Потому что все в какой-то степени пропитаны его научными идеями, его взглядами на педагогику, его интересом к педагогике, его подвижнической деятельностью, связанной с педагогикой. Это человек, который личными своими достижениями внес такой вклад в педагогическую науку, что я даже не знаю, прав ли Август Соломонович, когда он говорит: «Я благодарю Уральское отделение…». Я не знаю, кто кому должен быть больше благодарен. Именно такие люди делают имя целой системе образования.
Бюро Уральского отделения РАО РЕШИЛО:
1.Доклад профессора А.С.Белкина принять к сведению.
2.Одобрить научно - исследовательскую и научно - организационную деятельность научной школы «Полипарадигмальная педагогика».
3.Рекомендовать научному коллективу педагогической школы включиться в реализацию Комплексной программы НИР УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» 2011-2013 гг.
4.Рекомендовать редакции журнала «Образование и наука. Известия УрО РАО» опубликовать статью о деятельности научной школы
2. СЛУШАЛИ вопрос: Научный доклад по итогам реализации проекта Комплексной программы УрО РАО «Педагогическая герменевтика: вопросы теории и научно-образовательной практики» д-р пед. наук, профессора А.Ф .Закировой, ТюмГУ
Заслушав и обсудив доклад доктора педагогических наук, профессора академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет» А.Ф. Закировой, Бюро УрО РАО отметило, что автором охарактеризованы концептуальные основания педагогической герменевтики, – становящегося в рамках методологии познания феноменов гуманитарной культуры направления, теории и практики понимания и интерпретации педагогического знания, – построенной на идее взаимодополнительности логико-гносеологического и ценностно-смыслового начал интерпретации педагогических текстов.
Педагогическая герменевтика представлена как методология гуманитарного освоения феноменов культуры с обращением не только к науке, но и к религии, искусству, языку, этнопедагогике и личному жизненному опыту педагога. В основе герменевтического подхода – идея воздействия механизмов интерпретации педагогических текстов на профессиональное сознание, способы мышления и миропонимания педагога.
Своевременность обращения педагогики к герменевтике обосновывается тем, что на данном этапе развития общества актуализировалась проблема культурного опосредования становления личности как педагога, так и воспитуемых, выявилась необходимость совершенствования понимания как вида интеллектуально-духовной деятельности. В этой связи возросла роль чтения как вида деятельности, которая не только определяет передачу и получение информации, но и вызывает качественное изменение сознания личности, развитие эмпатийности, диалогичности, гуманности и способности к углублённому анализу и рефлексии.
Вместе с тем современный этап развития чтения осложнён факторами идеологического и социокультурного характера, а также активным влиянием новых информационных технологий и медиа-культуры. В сложившейся ситуации педагогическая герменевтика призвана, с одной стороны, способствовать преодолению последствий идеократического подхода в виде проявлений репрессивного сознания читателя, а с другой, – отвечая на вызовы информационной эпохи, нейтрализовать издержки технократического подхода, совершенствуя общие механизмы смыслообразования и актуализируя развивающий и мировоззренческий потенциал информации, представленной на разных носителях.
Новизна и практическая значимость концепции педагогической герменевтики состоит в том, что выявлены связи и психолого-педагогические закономерности взаимодействия в процессе интерпретации педагогического знания рационально-логического объяснения и эмоционально-образного понимания педагогических текстов; охарактеризована система принципов педагогической герменевтики, включающая: принцип интегральности, принцип культурного опосредования процесса интерпретации, принцип концептуализации метафор, принцип превращённой формы, принцип соединения гносеологического и онтологического планов понимания текстов, принцип обратимости мышления в процессе их истолкования.
Основные теоретические положения концепции педагогической герменевтики, а также практические рекомендации, воплощающие различные варианты применения герменевтического подхода, отражены в следующих научных и методических разработках:
- «Теоретические основы педагогической герменевтики» (д.п.н., проф. А.Ф. Закирова);
- «Герменевтика педагогического текста» (д.п.н., проф. А.Ф. Закирова, к.п.н. Н.С. Гильманова);
- «Смыслообразование в педагогическом взаимодействии» (д.п.н., доц. Е.Г. Белякова);
- «Смыслоориентированный урок» (д.п.н., доц. Е.Г. Белякова);
- «Интерпретация педагогического текста как средство развития мышления педагога» (д.п.н. Н.С. Буйко);
- «Актуализация педагогического потенциала учебного текста» (к.п.н., доц. Н.В. Войтик);
- «Интерпретация художественного текста как средство воспитывающего обучения осуждённых» (к.п.н. С.О. Аквазба);
- «Развитие креативности подростков средства дисциплин гуманитарного цикла» (к.п.н. Т.А. Гартунг);
- «Гуманитаризация профильной школы: образовательнрый потенциал семиотических практик» (к.п.н. С.С. Мальцева);
- «Формирование читательской культуры студентов в условиях современной информационной среды» (аспир. И.В. Шулер);
- «Формирование учебно-информационных умений школьников» (к.ф.н., докторант Т.В. Обласова).
Концепция педагогической герменевтики конкретизирована с учётом социокультурной специфики современной информационной среды. Выявлены и системно охарактеризованы такие особенности информационной среды, как глобальность, мозаичность, мультимедийность, интерактивность, виртуальность, гипертекстуальность; исследован феномен «читательская компетентность», определены её функции в развитии общей культуры личности; разработана модель обучения студентов вуза на основе эффективной читательской деятельности; разработаны критерии развитости читательской компетентности.
Применительно к условиям общеобразовательной школы разработана модель развития учебно-информационных умений школьников в процессе обучения предметам гуманитарного цикла.
Доказано, что использование герменевтического инструментария в процессе ведения научных исследований проблем образования способствует актуализации эвристического потенциала педагогической методологии: усилению субъективно-личностного начала научного поиска, расширению его прогностических возможностей, общекультурной значимости и концептуальной полноценности.
Концептуальные положения педагогической герменевтики, могут быть использованы не только в практике профессионального обучения педагогов и исследовательской деятельности, но и в системе повышения квалификации педагогических кадров, в деятельности информационно-методических центров разных уровней, учебно-методических объединений и редакционных советов, связанных с подготовкой к изданию научной, научно-популярной и учебно-методической литературы по педагогике.
В Тюменском Научно-образовательном Центре УрО РАО на базе академической кафедры Тюменского госуниверситета, при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области, Тюменского областного государственного института развития регионального образования, в тесном сотрудничестве с Городским Информационно-методическим Центром продолжается разработка концептуальных положений и принципов педагогической герменевтики, а также создание на их основе учебных пособий и учебно-методических разработок для системы образования разных уровней:
o методология педагогики: гуманитарные основания и герменевтический инструментарий (проектирование и апробация методического пособия для магистрантов, аспирантов и докторантов);
o комплекс диагностических методик исследования уровня развития читательской компетентности в условиях новой информационной среды (формирование пакета качественных и количественных методов диагностики для вузов) ;
o диагностика учебно-информационных умений школьников (учебно-методическая разработка для педагогов общеобразовательных школ);
o формирование текстовой деятельности в процессе обучения гуманитарным дисциплинам старшеклассников (учебное пособие для педагогов средних общеобразовательных школ).
Выполнение данных научно-методических разработок ведётся при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве одного из направлений темы «Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования (на материалах Тюменской области) в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (№ 14.740.11.0235)
Бюро Уральского отделения Российской академии образования
РЕШИЛО:
1. Принять к сведению информацию профессора академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета, доктора педагогических наук, профессора А.Ф. Закировой.
2. Отметить новизну и практическую значимость концептуальных положений педагогической герменевтики и научно-методических разработок в области формирования читательской культуры, читательской компетентности, учебно-информационных умений и гуманитарных методов научно-педагогического исследования.
3. Рекомендовать расширить сферу внедрения научных разработок по прикладной педагогической герменевтике с выходом в социокультурное информационное пространство города, включающее в себя библиотечную и издательскую сеть.
4. Рекомендовать доктору педагогических наук, профессору А.Ф. Закировой представить статью по теме представленного доклада в журнал «Образование и наука».
3. Члены Бюро рассмотрели и приняли за основу четвертую Комплексную Программу НИР УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» на 2011-2013 гг. Ученый секретарь УрО РАО Л. М. Андрюхина проинформировала, что количество заявленных в программу проектов возросло с 92 до 134 .Проектный подход, положенный в основу программы, позволил укрупнить тематику научных исследований, стал основой реальной интеграции науки и практики образования. Расширился круг социальных партнеров УрО РАО. Среди заказчиков проектов, что говорит о их социальной значимости, Министерство образования Республики Башкортостан, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Министерство образования и науки Челябинской области, Департамент образования и науки Тюменской области, Министерство физической культуры и спорта Челябинской области, Управление по делам образования Администрации г. Челябинска, Департамент образования г. Тюмени, Региональное объединение работодателей Свердловской области, «Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей», Администрация Серовского городского округа, Совет директоров УСПО Свердловской области, Министерство здравоохранения Свердловской области, Министерство молодежной политики Челябинской области, Ассоциация поддержки педагогического образования Тюменской области., мэрии городов Урала и др.
Сохраняются принятые принципы формирования Комплексной программы.
1. В программу включаются проекты, заявляемые творческими коллективами, осуществляющими исследовательскую и инновационную деятельность в одном из направлений, предусмотренных программой, после их экспертизы (принцип добровольности и инициативности).
2. Заявки на включение проекта в программу, в том числе по новым направлениям, могут представлять любые образовательные и научные учреждения и организации, а также творческие коллективы региона по мере принятия ими решения об участии в программе (принцип открытости).
3. Предлагаемые проекты могут выполняться на условиях госбюджетного финансирования, по различным грантам и программам, за счет собственной хозяйственной деятельности, на инициативной основе (принцип многоканальности).
4. Предлагаемые проекты должны выполняться на основе социального партнерства и сотрудничества, интеграции образования, науки и производства (принципы социального партнерства и социальной интеграции)
5. Проекты Комплексной программы должны быть нацелены на получение результатов, имеющих непосредственное значение для решения задач опережающего развития региона, реализация проектов должна стать стимулирующим фактором инноваций и основанием инновационных решений (принцип опережающего развития).
6. В качестве анонсируемых в программе результатов реализации проектов должны выступать интеллектуальные продукты, ориентированные на внедрение или использование на практике в регионе (принцип ориентации на конечный результат).
7. Результаты проектной деятельности должны быть открыты для экспертизы, широко предъявляться научному, образовательному, социальному сообществу (принцип доступности).
В целом реализация четвертой Комплексной программы НИР УрО РАО будет способствовать объединению интеллектуальных ресурсов науки и образования Урала в реализации проектов по приоритетным направлениям социокультурной модернизации образования, его опережающего развития, решению задач, поставленных перед образованием в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 гг., в Программе фундаментальных исследований Российской Академии образования на 2008–2012 годы.
4. Бюро УрО РАО приняло решение о создании на базе УрГПУ научно-образовательного центра УрО РАО «Инновационные теории и технологии в образовании». Директором Центра утвержден ректор УрГПУ Б.М.Игошев. В своем выступлении Борис Михайлович Игошев подчеркнул, что совместная деятельность Уральского государственного педагогического университета и Уральского отделения Российской академии образования, координирующего научные исследования в сфере образования в рамках Большого Урала, позволит значительно продвинуться в разработке и внедрении инноваций в образовании, и особенно в подготовке студентов к инновационной профессиональной деятельности. Важно, чтобы, приходя на рабочее место, о чем многократно говорит министр образования РФ, будущие специалисты имели навык инновационной деятельности. Создаваемый центр будет разрабатывать инновационный продукт, способствующий реализации политики государства в сфере модернизации профессионального образования.
5. Одним из главных вопросов в работе Бюро УрО РАО стало обсуждение проекта плана реализации Соглашения о сотрудничестве между Правительством Свердловской области, Российской академией образования и Уральским отделением Российской академии образования на 2011 год. Представляя проект плана, заместитель председателя УрО РАО В.Я.Шевченко подчеркнул важность этого документа, проинформировал членов Бюро о порядке его доработки и последующего согласования.
6. Бюро УрО РАО приняло решение о приеме на основе поступивших заявлений в ассоциированные члены УрО РАО Ревдинского филиала ГОУ СПО Свердловского областного медицинского колледжа и МОУ СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов «Полифорум», г. Серов
В заключение заседания Бюро Б.М.Игошев вручил председателю УрО РАО, академику Г.М.Романцеву медаль УрГПУ за заслуги перед Уральским государственным педагогическим университетом 1-й степени. Эта медаль была учреждена в связи с 80-летием УрГПУ.
Ученый секретарь УрО РАО,
д-р филос. наук, профессор Л.М.Андрюхина