Российская Академия Образования
уральское отделение
  • Поиск по сайту
     

Карта сайта | Вход

620075, город Екатеринбург,
ул. Луначарского 85 А
e-mail: academia@urorao.ru

(343) 350-51-41

Новости
..
на сегодня новостей нет
Подробнее >>

все новости

На главную | УрО РАО | Развитие образования на Урале | Заседания Бюро УрО РАО | 2011 год | 27 апреля 2011 года

Информация о заседании Бюро УрО РАО

27 апреля 2011 года состоялось очередное заседание Бюро УрО РАО.
  Работа Бюро была открыта торжественным подписанием Соглашения о сотрудничестве между Управлением образования Администрации г. Екатеринбурга и учреждением Российской академии образования «Уральское отделение». С вступительным словом выступили заместитель председателя УрО РАО В.А.Федоров и начальник управления об-разования Администрации г. Екатеринбурга Е.Л.Умникова. Евгения Леонидовна Умникова подчеркнула, что отношения с Уральским отделением Российской академии образования уже имеют свою  историю. Первое Соглашение о сотрудничестве было подписано в 2005 году. И это совершенно естественно, поскольку в современных условиях, когда обра-зованию уделяется столь серьезное значение, и перспектива развития общества напрямую зависит от образования, конечно, образование не может существовать отдельно без науки. Такое естественное объединение усилий образовательных учреждений города и учреждений высокой научной направленности просто необходимо. И поэтому результаты совместной  деятельности налицо, образовательный комплекс города Екатеринбурга имеет очень хорошие результаты на уровне и нашего региона, и Российской Федерации. Е.Л.Умникова выразила уверенность в том, что результаты сотрудничества будут и в дальнейшем очень показательными. 
  Затем в соответствии с повесткой члены Бюро перешли к обсуждению вопроса «Научные школы в контексте инновационной стратегии развития образования». С докладом об основных направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности научной школы «Управленческое сопровождение гуманно-ориентированного образования» выступил основатель и руководитель школы доктор педагогических наук, профессор, Г.Н.Сериков (Южно-Уральский государственный университет).
Заслушав и обсудив сообщение Г.Н. Серикова, Бюро УрО РАО отметило, что, в результате деятельности научной школы Г.Н. Серикова, сформулированы основные принципы и положения гуманно ориентированной системно-синергетической методологии: императив выявления специфики взаимодействия участников образования; учет предпосылок активизации антропосинергизма партнеров; ориентир на зависимость антропосинергизма от средств взаимодействия с партнерами; направленность взаимодействия партнеров на достижение системно-синергетической общности; опора на гуманизм в достижении системно-синергетической общности; индуктивный синтез гуманно ориентированной системно-синергетической общности. В рамках данной методологии выполнены 7 докторских и 59 кандидатских диссертаций. Считая учеников докторов наук второго по-коления, в научной школе насчитывается 123 кандидата педагогических наук. За заслуги в образовании и науке Геннадий Николаевич Сериков награжден юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», ему присуждено звание «Заслуженный работник высшей школы РФ». Среди учеников науч-ной школы – бывший Министр образования Администрации Челябинской области, «От-личник просвещения СССР», члены и члены-корреспонденты общественных академий, «Почетные работники высшего профессионального образования Российской Федерации», а также обладатели многих других наград СССР и РФ.
Доктора второго поколения научной школы стали руководителями разработки собственных направлений научных исследований: «Инновации в системе дополнительного образования» (И.О. Котлярова); «Программно-целевой принцип в управлении образова-нием» (С.А. Репин); «Теория и практика управленческого содействия профессиональному самоопределению подростков» (В.Л. Савиных); «Теория и практика управления процессом модернизации системы образования в сельском социуме» (Б.А. Куган); «Развитие культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью (педагогические аспекты)» (В.Г. Камалетдинов); «Единство объективных и субъективных факторов в управлении повышением квалификации руководителей образовательных учреждений» (Д.Ф. Ильясов). 
Третье поколение представителей научной школы Г.Н. Серикова решает с позиций гуманно ориентированной системно-синергетической методологии проблемы создания интегрированного представления о личных и человеческих ресурсах в образовании; раз-работки знаниево-компетентностной концепции модернизации образования; систематиза-ции понятий педагогики.  
Для ЮУрГУ в научной школе Г.Н. Серикова подготовлено 30 докторов и кандидатов педагогических наук. Для образовательных учреждений и Управлений образования Челябинской и Курганской областей – 29 кандидатов наук. Результаты научных исследо-ваний внедряются в образовательный процесс. 
Из научной школы выросла кафедра «Педагогика профессионального образования» ЮУрГУ. На базе кафедры работает ежемесячный научный семинар. Открыт Центр дополнительного образования в Институте дополнительного образования ЮУрГУ, реализующие программы дополнительного образования для разных категорий слушателей, в том числе –федеральные программы под эгидой Министерства образования и науки РФ. 
Представителями научной школы за последние 5 лет опубликовано более 400 научных работ, в том числе – в рецензируемых журналах из перечня ВАК, а также в центральных изданиях: «Педагогика», «Социальная педагогика», «Наука и образование Зауралья», «Высшее образование в России», «Народное образование», «Высшее образование сего-дня», «Сибирский педагогический журнал» и др.
Научная школа 4 раза в год издает журнал из перечня ВАК (Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки» (отв. редактор д.п.н., проф. И.О. Котлярова, заместитель отв. редактора д.п.н. профессор Г.Н. Сериков, член редколлегии доцент К.С. Буров, отв. секретарь доцент М.А. Волкова); ежегод-ный сборник научных трудов «Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студен-тов»; «Педагогический ежегодник». 
Научная школа активно развивается. Происходит успешная защита 4-5 кандидатских диссертаций ежегодно. 
Следующим вопросом был заслушан научный доклад по итогам реализации проекта
Комплексной программы УрО РАО «Маркетинговый подход как методология проектиро-вания персонифицированной модели повышения квалификации работников образования», с которым выступила доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой управления образованием ИПК и ППРО ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», зам. директора Оренбургского НОЦ УрО РАО Е.А.Ганаева
        По результатам обсуждения Бюро УрО РАО отметило, что автором охарактеризован маркетинговый подход как концептуальное основание персонифицированной модели повышения квалификации работников образования. 
В основе маркетингового подхода – совокупность положений в единстве содержательной и технологической составляющих, ориентированных на изучение, формирование и удовлетворение меняющихся (текущих и перспективных), разнообразных образовательных (профессиональных) потребностей работников образования, выступающих потребителями образовательных услуг ИПК.
Своевременность обращения образования к маркетингу обосновывается тем, что на данном этапе развития общества актуализировалась проблема, связанная с несовершенством механизмов учета персонифицированного заказа на образование в системе повышения квалификации работников образовательной сферы. В сегодняшней ситуации целевая ориентация процесса образования, а именно – осознанный заказ слушателя на собствен-ный процесс образования – чрезвычайно важна.
В этой связи возрастает роль маркетинга как вида деятельности, в основе которого не только изучение и удовлетворение образовательных потребностей слушателя, но и «формирование, воспитание» потребителя как носителя персонифицированного (осмыс-ленного) заказа на образовательные услуги. 
Ганаевой Е.А. разработана, характеризующаяся новизной и практической значимостью, персонифицированная модель повышения квалификации на основе маркетингового подхода. Определена система принципов персонифицированной модели повышения квалификации, включающая: принцип компетентностно-деятельностного подхода; принцип персонификации образовательного процесса; принцип соответствия предложения спросу; принцип гибкости; принцип вариативности; разработана технологическая система маркетинговой деятельности ИПК, содержащая комплексное изучение потребительских запросов, проектирование образовательных программ с учетом выявленных предпочтений, формирование политики продвижения образовательных услуг потребителю, мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг; созданы: модульные образовательные программы, автоматизированная программа обработки социального заказа ИПК и ППРО ОГПУ по регистрации слушателей (на основе платформы «1С»), разработано Положение о маркетинговой деятельности, имеющее характер нормативного акта, включающее цели, задачи, функции маркетинговой деятельности ИПК, права и обязанности маркетинг-агентов, организационную структуру. 
Маркетинговый подход конкретизирован с учётом специфики региональной системы повышения квалификации, опыта ИПК как структурного подразделения педагогического университета, функционирующего и развивающегося исключительно на внебюд-жетной основе. Доказано, что использование маркетингового инструментария в системе повышения квалификации способствует активизации спроса на образовательные услуги, позволяет сформировать зрелость потребительской позиции работнику образования, определяя качество, сроки, место оказания образовательной услуги ИПК, достигая удовле-творенности при использовании услуги. 
 Основные теоретические положения, а также практические рекомендации, воплощающие различные варианты применения маркетингового подхода, отражены в следующих научных и методических разработках: коллективная монография: Ганаева Е.А., Зверев С.В. Принципы проектирования образовательных систем профессионального образования на основе мониторинга спроса рынка. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010; учебное пособие: Ганаева Е.А. Образовательный маркетинг. - М.: Издательство СГУ, 2009. – 142с., а также в целом ряде статей.
В Оренбургском Научно-образовательном Центре УрО РАО на базе кафедр педагогики и психологии, управления образованием ИПК и ППРО ОГПУ, при поддержке Министерства образования Оренбургской области, в тесном сотрудничестве с Ресурсным Центром продолжается разработка концептуальных положений и принципов образовательного маркетинга, а также создание на их основе учебных пособий и учебно-методических разработок для системы образования разных уровней:

  • система формирования маркетинговой компетентности студента;
  • система сегментированного маркетинга в условиях УДОД;
  • управление маркетинговой деятельностью в ОУ;
  • методический маркетинг в муниципальной системе повышения квалификации педагогов.

Это подтверждает, что стратегии и технологии маркетинговой деятельности могут быть использованы не только в системе повышения квалификации педагогических и руководящих кадров, но и в практике информационно-методических центров разных уровней, учебно-методических объединений, отдельно взятых образовательных учрежде-ний всех типов (ОУ, ДОУ, УДОД, НПО), ориентированных на удовлетворение запросов потребительских групп. 
  На заседании Бюро были приняты решения о создании на базе Челябинского государственного университета научно- образовательного Центра УрО РАО «Управление инновационными процессами в образовании» (директор д-р пед. наук, проф. Т.Г.Калугина); о создании на базе Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова Магнитогорского научно- образовательного Центра УрО РАО (директор д-р пед. наук, проф.О.Л.Назарова); о создании на базе УрО РАО лаборатории исследования креативности и креативных практик в образовании ( руководитель д-р филос. наук, проф. Л.М.Андрюхина).
                                                                                   Ученый секретарь УрО РАО,
                                                                         д-р филос. наук, проф. Л.М.Андрюхина