Российская Академия Образования
уральское отделение
  • Поиск по сайту
     

Карта сайта | Вход

620075, город Екатеринбург,
ул. Луначарского 85 А
e-mail: academia@urorao.ru

(343) 350-51-41

Новости
..
на сегодня новостей нет
Подробнее >>

все новости

На главную | УрО РАО | Развитие образования на Урале | Заседания Бюро УрО РАО | 2010 | 24 июня 2010 года

24 июня состоялось очередное заседание Бюро УрО РАО.
Был заслушан и обсуждался вопрос "Научные школы в контексте инновационной стратегии развития образования. Об основных направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности научной школы доктора педагогических наук, профессора Р.М. Асадуллина"
        Тематика научной школы «Формирование личности будущего учителя как субъекта профессионально-педагогической деятельности в условиях интеграции образования, науки и практики» обусловлена исторически и ее прогресс связан с интенсивной модернизацией системы высшего профессионального педагогического образования в требованиях к качеству подготовки учителя. 
         Общей целью исследовательской деятельности научного коллектива является проектирование и реализация непрерывного образовательного процесса подготовки учителя как субъекта своей профессионально педагогической деятельности.
Многолетнее исследование данной проблемы показало ее многогранность и многоуровневость. В связи с этим в разработке проблемы обозначилось несколько научных направлений:
1. Разработка теоретико-методологических основ применения в научно-образовательной практике компетентностного подхода, состоятельность и возможность успешного внедрения которого в образовательную практику высшей школы было обеспечено теорией и практикой субъектного подхода в профессиональном образовании.
2. Изучение инновационных процессов в образовании. Определены сущность, виды и типы инновации, характер и условия их протекания; разработаны основные принципы и механизмы управления инновационными процессами в системе высшего и среднего профессионального образования.
3. Исследование теоретических основ и технологических аспектов развития профессионального образования в условиях трансформирующегося регионального образовательного пространства. Представлены основы проектирования модели регионального университетского комплекса с учетом социально-экономических факторов региона; описаны процессы, являющиеся концептуальными основами формирования региональной модели университетского комплекса: прогнозирование развития системы профессионального образования, мониторинг спроса рынка труда, моделирование педагогической оценки качества подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования.
4. Развитие исследований по педагогической антропологии как самостоятельной отрасли педагогики, рассматривающей субъект педагогической деятельности как целостность в разрезе антропоориентированных наук. 
5. Актуализация и обоснование исследований синергетического аспекта в образовании в условиях усложнения структурно-иерархической системы управления в высшей школе и активизации процессов интеграции. 
6. Разработка организационно-педагогических условий управления качеством профессионального педагогического образования на основе закономерностей и механизмов субъектного развития личности учителя.
7. Научно-методическое обеспечение преемственности профессионально-педагогического образования в системе «школа – педагогический колледж – педагогический вуз – самостоятельная педагогическая деятельность», разработка интегративного образовательного пространства становления педагога.
Научные исследования профессора Р.М.Асадуллина и его последователей строятся на следующих ключевых позициях:
- профессиональная педагогическая деятельность представляет собой многоуровневую, иерархически организованную систему, состоящую из предметной, праксиологической и мыследеятельностной структур. При этом каждый уровень педагогической деятельности состоит из мотивационно-ориентировочных, проектировочно-исполнительских и рефлексивно-оценочных действий;
- обобщенная субъектная модель личности будущего учителя включает в себя два компонента: субъектный, характеризующий базовые основания личности учителя, его профессиональное мышление, психолого-педагогические знания, способность к самореализации и объектный, представляющий собой процесс создания системы педагогической деятельности с ее внешней (предметной) и внутренней структурами;
- процесс формирования учителя как субъекта профессиональной педагогической деятельности представляется в виде системного структурирования педагогических знаний в форме модулей, концентрично построенных в логике развертывания педагогической деятельности студента из ее «генетически исходной клеточки», позволяющих постепенно «переводить» эталонную и исполнительскую деятельность «по образцу» в индивидуальную творческую педагогическую деятельность.
Бюро УрО РАО отмечает, характерную для научной школы, широту, многогранность и многоуровневость исследований условий и механизмов субъектного развития педагога, затрагивающих философский, методологический и инновационно-методический аспекты проблемы развития личности учителя, а также различные уровни системы непрерывного профессионально-педагогического образования. 
Представляют интерес результаты деятельности научного коллектива, имеющие научную и практическую значимость: разработка оригинальной теории субъектного подхода в формировании личности учителя; введение в научный оборот понятия «системогенез педагогической деятельности», разработка модели генетического кода профессии учителя, научное обоснование условий и механизмов интеграции образования, науки и практики, методическое обеспечение непрерывного образовательного процесса становления педагога, разработка модели управления качеством педагогического образования на основе закономерностей субъектного развития личности учителя и др.
На основе теоретических исследований Р.М.Асадуллина и возглавляемого им научного коллектива была создана модель непрерывного педагогического образования, реализация которой стала основой объединения педагогических колледжей и педагогических вузов Башкортостана в Ассоциацию «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс». Результаты многолетней научно-исследовательской работы нашли отражение в государственной программе «Концепция и программа развития кадров образования в Республике Башкортостан», программах развития системы образования г.Уфы, программах развития образования Республики Башкортостан, в монографиях, учебных пособиях, методических рекомендациях, статьях по актуальным проблемам педагогического образования. Функционирует научная лаборатория по проблеме субъектного развития учителей в системе непрерывного профессионально-педагогического образования. Создана научно-экспериментальная площадка РАО на базе БГПУ им. М. Акмуллы по теме «Региональная модель инновационного развития педагогического вуза».
За время своего существования научная школа стала обладателем премий и грантов: АН РБ – №6/5Г «Педагогические кадры РБ: состояние и перспективы развития», ГНТП РБ № 6-Г «Особенности и перспективы социально-культурного развития народов Башкортостана в условиях глобализации» (Договор № 173/3: «Регионализация образовательного пространства профессионально-педагогического образования»); Федеральное агентство по образованию «Научно-методическое обеспечение формирования социально зрелой личности молодого человека в условиях образовательного учреждения»; Федеральное агентство по образованию «Модель введения федерального государственного стандарта общего образования второго поколения в начальной школе», Федеральное агентство по образованию «Разработка рекомендаций по развитию новых организационно-правовых форм учреждений дополнительного образования детей»; ГНТП РБ, АПЦ, №14/6 – ф от 23 июня 2008 г.; грант Президента Республики Башкортостан молодым ученым и молодежным научным коллективам «Развитие исследовательской деятельности школьников и студентов в непрерывном образовательном процессе» (Постановление Правительства Республики Башкортостан № 26 от 7.02.2007 г.). 
Перспективными направлениями дальнейшего развития научной школы являются:
1. Расширение поля научного исследования. Исследование возможностей переноса закономерностей субъектного развития педагогов на процессы подготовки специалистов других отраслей.
2. Развитие международных связей научного коллектива с зарубежными научными и образовательными учреждениями и организациями. Активизация процессов обмена опытом с зарубежными коллегами.
3. Разработка новых подходов к формированию научно-педагогических кадров на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов.
4. Разработка и внедрение инновационных механизмов управления качеством подготовки научных кадров в научной школе.
Члены бюро Уральского отделения Российской академии образования одобрили научно-исследовательскую и организационно-методическую деятельность научной школы доктора педагогических наук, профессора Р.М.Асадуллина и рекомендовали научному коллективу расширять и укреплять научные связи с зарубежными учеными и практиками, занимающимися исследованиями проблем в сфере профессионально-педагогического образования, а также представить материалы о деятельности научной школы в сборнике «Научно-образовательные школы Урала 2000-2010», издание которого планируется к 10-летию УрО РАО.
  По вопросу «Роль НИИ УрО РАО в научном обеспечении инновационного развития образования» с докладом «Об основных направлениях и результатах деятельности НИИ УрО РАО «Развитие образования в условиях Приполярья (ЯНАО)» выступила директор института , доктор педагогических наук, профессор Г.А.Дзида.
  НИИ организован сравнительно недавно, действует с 2005 года. Сформированная на начальном организационном этапе работы структура института за пять лет прошла апробацию и подтвердила правильность избранной стратегии.
В структуре НИИ функционирует три лаборатории. Научные исследования проводят семь кандидатов и докторов педагогических наук. Привлекаются также к совместной научной работе кандидаты и доктора философских, юридических, экономических, филологических, психологических и медицинских наук. 
НИИ в 2005 – 2010 годах участвует в Комплексной программе научно-исследовательских работ «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций». В рамках основной темы НИР «Формирование и развитие адаптационной готовности молодёжи к изменениям в социально-экономической сфере региона» достигнуты следующие результаты:
- уточнены понятия «здоровье», «адаптация» и «дезадаптация»;
- определены виды и формы дезадаптации молодого человека, условия и факторы, способствующие адаптации и дезадаптации, возникновению девиантного поведения детей и подростков, проживающих на Крайнем Севере;
- выявлена роль системы образования, ответственности семьи за профилактику девиантного поведения молодёжи с учётом особенностей региона; 
- разработана модель формирования и развития адаптационной готовности молодёжи; модель взаимодействия учреждений различного уровня по профилактике девиантного поведения молодёжи.
Получили развитие теоретические разработки по развитию детей, проживающих в экстремальных климатических условиях:
- здоровьесберегающие технологии в ДОУ как основа развития адаптационной готовности детей; 
- развитие адаптационной готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей успешной их социализации;
  - изучение особенностей функционирования адаптивной школы в северных широтах России. 
 В 2009 – 2010 гг. теоретические исследования велись по таким направлениям, как: 
- сохранение жизни, здоровья и физическое развитие детей в ДОУ северного города; 
- формирование и развитие основ методологии научного познания у обучаемых; 
- особенности профильного физико-математического образования в контексте преемственности образования с учётом потребностей экономики региона; 
- правовое и политическое воспитание молодёжи как элементы её адаптационной готовности; 
- социально-экономическое воспитание по развитию адаптационной готовности молодёжи в сфере малого бизнеса.
В целях успешной адаптации детей, сохранения их здоровья в условиях Крайнего Севера на образовательном пространстве региона эффективно применяются инновационные технологии по здоровьесбережению. Сотрудниками НИИ изучен опыт их внедрения в практику образовательных учреждений различного уровня.
Для организации исследовательской работы по изучению состояния образования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, сотрудниками института за отчётный период определено 16 экспериментальных площадок НИИ. Ими стали четыре ДОУ, семь общеобразовательных школ, специальная (коррекционная) школа, четыре учреждения профессионального образования. 
  Сотрудники НИИ проводят маркетинг и мониторинг регионального рынка труда и рынка образовательных услуг; анализ факторов, формирующих направления и специализацию образования, влияющих на конкурентоспособность рынка образовательных услуг; анализ современных методологических, философских, психолого-педагогических исследований, посвящённых развитию экономических и образовательных систем; разработку и внедрение инноваций по совершенствованию образовательного процесса с учётом территориальной удалённости региона.

Учеными осуществляется теоретическое обоснование развития деятельности образовательных учреждений, оказывается содействие в разработке и внедрении проектов по адаптации обучающейся молодёжи к изменениям в социально-экономической сфере региона. 
С этой целью коллектив НИИ уделяет должное внимание развитию социального партнёрства, взаимодействует с заинтересованными организациями, оказывающими содействие в проведении научной работы, в том числе: Администрации МО региона, «Фонд развития предпринимательства», «Фонд развития МО г. Новый Уренгой» и различные бизнес-структуры. 
 Реализация на практике научно-исследовательских направлений НИИ позволяет инновационным площадкам добиваться успехов в развитии творческой активности педагогов, способствует более успешному самоопределению и трудоустройству молодежи. Институт содействует обеспечению непрерывности подготовки кадров на основе преемственности различных уровней общего и профессионального образования.  
За 2005-2010 гг. защищены четыре кандидатские диссертации. Проведено девять научно-практических конференций и семинаров. В том числе:
  - Международная конференция «Крайний Север: особенности труда и социализации человека»;
  - Всероссийские научно-методические семинары «Изучение европейских языков в условиях глобализации и интеграции культур» и «Формирование методологических знаний у обучаемых»; 
  - региональная конференция «Формирование и развитие адаптационной готовности молодёжи к изменениям в социально-экономической сфере»;
  - городские конференции «Современные проблемы развития региона» (2005 – 2010).
 Результаты научной работы опубликованы в научных статьях различного уровня: Международного – 25, Всероссийского – 41, регионального – 74, муниципального – 50. 
  Вместе с тем, в развитии НИИ и его практико-ориентированной научной деятельности имеются определённые сложности: отсутствие целевого финансирования основных направлений исследования; небольшой коллектив сотрудников НИИ.
Выражая мнение о необходимости работы НИИ УрО РАО в условиях Приполярья, повышения его роли в интеграции науки и практики в образовательном пространстве Ямало-Ненецкого автономного округа Бюро Уральского отделения Российской академии образования одобрило деятельность НИИ УрО РАО «Развитие образования в условиях Приполярья (ЯНАО)» по развитию научно-прикладных исследований в области инновационной педагогики, связанной с теоретико-методологическим обоснованием актуальных проблем образования региона; установлению социального партнёрства, способствующего развитию практико-ориентированных научных исследований в области формирования и развития адаптационной готовности молодёжи к изменениям в социально-экономической сфере региона. Члены Бюро отметили активную и результативную деятельность д-ра пед. наук, профессора, директора НИИ Г.А. Дзиды и рекомендовали поощрить ее научную и организационную работу, а также шире освещать деятельность НИИ в СМИ.

  Следующим в повестке заседания Бюро был вопрос «Инновации в практике современного образования: научные основания и социальные модели реализации». С научно-теоретическим докладом по этой теме выступила доктор педагогических наук, профессор Л.Б.Соколова ( Оренбургский государственный педагогический университет).

  В докладе была дана характеристика инновационной деятельности, обозначены особенности педагогической инноватики, выделен антропологический подход, как методология инновационной деятельности.
Педагогическая инноватика, в отличие от педагогики, - молодая наука, которая находится в стадии становления и эмпирического поиска. Наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования. Объект педагогической инноватики - процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании. Под инновациями здесь понимаются нововведения - целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое. Образование рассматривается как социально, культурно и личностно детерминированная образовательная деятельность, в процесс изменения (обновления) которой включен субъект этой деятельности.
Предмет педагогической инноватики - система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становление личности субъектов образования (учащихся, педагогов, администраторов).
В науках, ориентированных на образование, хотя и с трудом, но всё более укореняется антропологическая парадигма - и не только в качестве нового объяснительного принципа «феномена человека». Антропологический подход в сфере гуманитарного знания — это в первую очередь ориентация на человеческую реальность во всей её полноте, во всех её духовно-душевно-телесных измерениях; это поиск средств и условий становления полного человека. Такое виденье позволяет нам теперь уже в инновационном режиме осуществлять целую серию переходов в реформируемом и развивающемся образовании:
• переход от ведомственно - отраслевой организации образования к сферной — к системе культурно-образовательных процессов, задающих характер общественной жизни региона,
• переход от учебно-воспитательных учреждений и заведений, осуществляющих производство социальных функционеров, к образовательным институтам, создающим условия для развития человека как субъекта истории и культуры;
• переход от учебно-воспитательных мероприятий, выполняющих до сих пор функцию социального тренинга и административного надзора, к образовательным процессам, реализующим функцию развития способностей, самостоятельной личности в целом.
Этот новый образ образования — развивающего, инновационного — требует пересмотра наших устоявшихся представлений о нём
Профессор Л.Б. Соколова проанализировала риски инноваций в современной образовательной практике, остановилась на разведении концептов (инновация), «модернизация», которые часто неверно отождествляются, на определении философских оснований и педагогического смысла понятий «инновация», «традиции», «инновационные модели», «мониторинг инновации», роль которого на данном историческом этапе исключительна и уникальна. 
  Новизну и практическую значимость имеют следующие разработки, осуществляемые совместно и под руководством Л.Б.Соколовой:
- «Актуализация ресурса самообразовательной деятельности в многоуровневом образовании» (д.п.н., профессор Л.Б.Соколова, докторант Н.М.Миняева);
- «Педагогические основы кредитно-модульной системы организации обучения в вузе» (д.п.н., профессор Л.Б.Соколова, к.п.н. Р.И.Уразгалиева);
-  «Проектирование педагогического дискурса в образовательном процессе вуза» (д.п.н., профессор Л.Б.Соколова, д.п.н., доцент Т.В.Ежова);
-  «Становление культуры мышления студента в процессе интеграции знаний» (д.п.н., профессор Л.Б.Соколова, к.п.н. К.Шураханова);
- «Социально педагогическое проектирование региональной семейной политики и программно-целевого обеспечения реализации ее концепции» (д.п.н., профессор В.Г.Рындак, д.п.н., доцент И.В.Власюк);
- «Гуманитаризация маркетинговой деятельности образовательного учреждения» (д.п.н., профессор В.Г.Рындак , д.п.н., профессор Е.А.Ганаева);
-  «Антропо -субъектный подход моделирования гуманитарной подготовки магистра» (д.п.н., профессор А.Н.Ксенофонтова, докторант Е.А.Мажарова).
  Теоретические и методологические основания педагогической инноватики, разрабатываемые научными школами под руководством Л.Б.Соколовой, В.Г.Рындак, А.Н.Ксенофонтовой реализуются в практике образовательных учреждений.
  В докладе охарактеризованы инновации, реализуемые в образовательных учреждениях Оренбургской области:
• предпрофильная подготовка в профессиональное обучение;
• реализация аксиологического подхода в образовании;
• работа с одаренными детьми;
• создание системы государственно – общественного управления образовательным учреждением; 
• создание модели адаптивной школы;
• создание системы непрерывного образования и гражданского воспитания;
• апробация модели реструктуризации сети ОУ, расположенных в сельской местности, «Школа - социокультурный комплекс».
  Инновационная деятельность ведется при непосредственной поддержке ГОУ ВПО Оренбургский государственный педагогический университет, Министерства образования Оренбургской области. Оренбургским научно-образовательным центром УрО РАО проделана определенная работа по теоретическому обоснованию и практической апробации инновационных моделей в образовании.
  Центром ведутся инновационные разработки по таким направлениям, как:
- фундаментализация идей культуры педагогической деятельности;
- разработка инновационных образовательных программ подготовки магистров и аспирантов;
- разработка персонифицированных моделей повышения квалификации работников образования;
- разработка модели креативного образования.
  В обсуждении доклада приняли участие д-р пед. наук, проф. А.С.Белкин (Екатеринбург), д-р филос. наук, проф. Л.А.Беляева (Екатеринбург), д-р. пед наук, проф. Калугина Т.Г. (Челябинск), д-р пед. наук, проф. Н.Н.Тулькибаева (Челябинск), канд. пед. наук, доцент Н. М. Миняева (Оренбург), д-р филос. наук, проф. Л.М.Андрюхина (Екатеринбург).
Бюро Уральского отделения Российской академии образования отметило  
новизну и практическую значимость представленных в докладе теоретических положений и разработок в области педагогической инноватики. Было рекомендовано профессору Л.Б. Соколовой подготовить статью по теме доклада в журнал «Образование и наука».
  Бюро Уральского отделения Российской академии образования приняло решение о введении в состав Бюро члена-корреспондента РАО, д-ра физ.-математ. наук, профессора, проректора Пермского государственного университета Е.К. Хеннера.


 Ученый секретарь УрО РАО,  
д-р филос. наук, проф. Л.М.Андрюхина