На главную | УрО РАО | Развитие образования на Урале | Заседания Бюро УрО РАО | 2010 | 24 февраля 2010г.
Информация о заседании бюро УрО РАО
24 февраля 2010 г состоялось очередное заседание Бюро УрО РАО.
Заседание бюро началось с процедуры торжественного вручения наград победителям Национального конкурса инноваций в образовании «Элита российского образования» научным и образовательным учреждениям Свердловской области за победу во Всероссийском конкурсе «Качественное образование - будущее России».
Наград Премии ежегодно удостаиваются выдающиеся практики, ученые, го-сударственные и общественные деятели, педагогические коллективы, образова-тельные учреждения и организации за вклад в развитие системы российского образования. «Элита российского образования» - это единственная национальная Премия, которая поощряет коллективы, общественные и государственные организации и учреждения, чьи достижения стали гордостью российского образования.
Победителями Премии 2009 года признаны:
Уральское отделение Российской академии образования в номинации «Лучшее научное учреждение образования»;
МОУ гимназия № 47 Кировского района г. Екатеринбурга, МОУ гимназия № 13 Октябрьского района, МОУ гимназия № 174 Железнодорожного района г. Екатеринбурга в номинации «Лучший инновационный проект»;
МОУ лицей № 110 в номинации «Выдающееся учреждение системы образования РФ».
Дипломов лауреата конкурса «Качественное образование - будущее нации» в номинации «Лучший инновационный проект» удостоены МОУ лицей № 109 и МОУ СОШ № 140 Ленинского района, МОУ СОШ № 128 и МОУ гимназия № 99 Орджоникидзевского района, Колледж УрГЭУ, МОУ СОШ № 50 г. Нижний Тагил.
В церемонии награждения лучших научных и образовательных учреждений принимали участие: заместитель Министра общего и профессионального образования Cвердловской области Александр Юрьевич Коковихин; начальник Управления образования Администрации г. Екатеринбурга Евгения Леонидовна Умникова; главы районов города Екатеринбурга.
1. Г.М. Романцев поздравил от имени УрО РАО Альфиса Суфияновича Гаязова, доктора педагогических наук, профессора БашГПУ им. М.А. Акмуллы с избранием в члены- корреспонденты РАО и поставил вопрос о включении А.С.Гаязова в состав членов Бюро УрО РАО.
Решение принято единогласно.
2.Был заслушан и обсуждался вопрос: Научные школы в контексте инновационной стратегии развития образования. С докладом «Об основных направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности научной школы члена-корреспондента РАО Г.Ф. Шафранова – Куцева» выступил член-корр. РАО, д-р филос. наук, профессор Г.Ф. Шафранов – Куцев.
Заслушав и обсудив сообщение Г.Ф. Шафранова – Куцева Бюро УрО РАО отмечает, что научная школа осуществляет эффективную научную и практическую деятельность по совершенствованию системы социального управления в регионе, деятельности высших учебных заведений в плане формирования инновационного потенциала, обеспечения эконо-мической и социальной сфер квалифицированными кадрами.
В исследованиях участников научной школы показано, что масштабы развития высшего профессионального образования не соответствуют намеченным темпам социально – экономического развития страны до 2020 года. Для полноценного функционирования инновационной экономики необходимо, чтобы не менее половины занятого населения имела высшее образование. В настоящее время только треть российского населения, занятого в народном хозяйстве имеют такое образование при ежегодном приросте не более 0,3 процента.
Особое внимание в исследованиях уделяется роли вузов в формировании инновационного потенциал страны, регионов, крупных городов. Разрабатываются квалиметрические показатели для оценки инновационной активности населения и отдельных его групп, в том числе и коллективов вузов.
Значительное место в научной деятельности школы занимают вопросы теоретического обоснования и практической реализации новой модели регионального классического университета: многоступенчатой, гибкой, динамичной, открытой и территориально распределенной на основе сетевой структуры. Исследуются возможности дальнейшей диверсификации финансирования вузов, в том числе формирования фондов целевого капитала, экономическая эффективность новых технологий обучения, разрабатываются предложения по совершенствованию системы управления высшим профессиональным образованием в стране.
Функционирование научной школы в значительной мере осуществляется благодаря активной работе докторантуры и аспирантуры, диссертационного совета по социологическим наукам. За последние десять лет в совете защищено 7 докторских и 47 кандидатских диссертаций. Участниками научной школы опубликовано 15 монографий, 16 учебников и учебных пособий, 169 статей. Выполнен большой объем исследовательской работы по трем региональным энциклопедиям «Большая Тюменская энциклопедия», «Югория», «Ямал», которые изданы общим объемом 533 печатных листа и тиражом 95 тыс. экземпляров. Энциклопедии безвозмездно переданы во все учебные заведения и публичные библиотеки региона.
Бюро Уральского отделения РАО постановило:
1. Сообщение Г.Ф. Шафранова – Куцева принять к сведению.
2. Одобрить научно - исследовательскую и научно - организационную деятельность научной школы по социологии образования и социального управления.
4. Обратиться к руководству Тюменского госуниверситета с предложением создать в формируемом Институте экономических и социальных исследований совместную с УрО РАО лабораторию или отдел социально – экономических исследований профессионального образования.
5. Рекомендовать Г.Ф. Шафранову – Куцеву представить материалы о деятельности научной школы в готовящееся издание Уральского отделения РАО «Научно - образовательные школы Урала. 2000 – 2010».
3. По вопросу «Роль научно-образовательных центров УрО РАО в интеграции науки и практики образования с докладом «Об основных направлениях и результатах деятельности Ижевского Научного Центра УрО РАО» высту-пил заместитель директора Центра УрО РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Профессиональная педагогика» ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет», Юрий Александрович Шихов.
Заслушав и обсудив сообщение Ю.А. Шихова, бюро УрО РАО отмечает актуальность и важность проводимых учёными Центра практико-ориентированных научных исследований. Их тематика сложилась более 10 лет назад и включает проблемы квалиметрии образования, педагогической инженерии знаний, квалиметрического мониторинга, математической педагогики, стандартологии образования, образовательной нормологии, дидактической тестологии, педагогической когнитологии.
Исследовательская деятельность Научно-образовательного Центра осуществляется на базе ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет» и в тесной связи с рядом образовательных учреждений Удмуртской Республики, в числе которых средние школы, гимназии, лицеи, средние специальные учебные заведения г. Ижевска; отдельные факультеты и кафедры ГОУ ВПО: «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия», «Ижевская государственная медицинская академия», «Глазовский государственный педагогический институт», кафедра теории и методики технологического и профессионального образования ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики, Ижевский машиностроительный лицей, Ижевский политехнический техникум, региональные и муниципальные органы управления образованием Удмуртской Республики.
Наиболее значимыми результатами исследований Центра стали:
-обоснование идеи использования теоретических положений, законов, подходов и принципов квалитологии для оценки качества подготовки обучающихся и его системной диагностики в различного типа образовательных учреждениях в рамках создаваемой Общероссийской системы оценки качества образования;
- разработка концепции и модели комплексного квалиметрического мониторинга подготовки обучающихся в различных по уровням педагогических системах: от общеобразовательной до высшей школы в системе непрерывного образования;
- создание квалиметрических технологий проектирования и создания комплексного мониторинга качества подготовки обучающихся, его инструментария; обоснования и выбора критериев оценки качества различных аспектов учебно-воспитательного процесса, включая оценку качества педагогических контрольных материалов;
- обоснование и выбор критериев оценки качества образовательных стандартов, разработка компетентностно-ориентированных образовательных программ и средств диагностики;
- обоснование нормативных требований к обучающимся, профессорско-преподавательскому составу, различным образовательным учреждениям и его отдельным подразделениям;
- исследование технологий структурирования содержания образования, изучение его специфики и взаимосвязи педагогических знаний;
- внедрение математических методов в педагогические исследования, включая построение и изучение математических моделей в области планирования и обработки результатов педагогического эксперимента.
Отличительной особенностью научной деятельности учёных Центра является квалиметрический подход к исследованию проблем образования, связанный с формализацией педагогических знаний, обладающий значительными возможностями в плане повышения эффективности и качества педагогических исследований как в теоретической, так и в экспериментальной областях.
Научные результаты отражены в более чем в 40 монографиях и учебных и учебно-методических пособиях, более чем в 200 научных статьях, в том числе, более 60 из них опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ (данные за 10 лет).
Со дня основания Центра на его базе был создан и успешно функционирует Межвузовский научный семинар по актуальным проблемам высшей школы для магистрантов, аспирантов, докторантов, соискателей и их научных руководителей, в котором принимают участие преподаватели всех вузов Удмуртской Республики.
Убедительным подтверждением участия Ижевского Научно-образовательного центра в интеграции науки и практики образования, является участие его учёных в выполнении прикладных научно-исследовательских работ в области развития кадрового потенциала высоко-технологичных секторов промышленности, в частности, в проекте «Разработка методики по созданию учебных центров для высокотехнологичных и других приоритетных секторов промышленности», который в настоящее время успешно защищен и готовится к внедрению на базе ОАО «Ижевский машзавод». Педагогическое сопровождение деятельности создаваемого Учебного центра возложено на сотрудников Ижевского Научно-образовательного центра.
Вместе с тем в деятельности Научно-образовательного Центра выявляется ряд проблем, в частности,
-отсутствие финансирования выполняемых НИР со стороны руководства вузов;
-малый охват НИР образовательных учреждений Удмуртской Республики по планам Министерства образования и науки УР;
- сложность в координации НИР, выполняемых в вузах Удмуртской Республики по педагогической тематике из-за принадлежности вузов к разным министерствам;
-закрытие в 2007 г. в Удмуртской Республике диссертационного совета по специальностям 13.00.01 и 13.00.08.
Бюро Уральского отделения Российской академии образования ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению информацию заместителя директора Ижевского научно-образовательного центра УрО РАО, доктора педагогических наук, профессора Шихова Ю.А.
2. Одобрить деятельность Ижевского научно-образовательного центра УрО РАО по развитию теоретических и практико-ориентированных исследований в области методологии педагогики, проектирования квалиметрических технологий проектирования и создания систем педагогического мониторинга, обоснования и выбора критериев оценки ка-чества различных составляющих учебно-воспитательного процесса.
3. Одобрить деятельность Научно-образовательного Центра по активному привлечению к научно-исследовательскому поиску педагогов-практиков и расширению сферы продуктивного влияния квалиметрического подхода на педагогические исследования.
4. Вести систематическую работу по присвоению лучшим научным и научно-методическим изданиям грифа УрО РАО.
5. Опубликовать опыт Центра в журнале УрО РАО как одну из форм реализации стратегических направлений деятельности Центров УрО РАО, способствующих развитию инновационного педагогического пространства, а также - в готовящихся к 10-летию УрО РАО изданиях «Научно-образовательные школы Урала.2000 - 2010», «Научно-образовательные Центры УрО РАО: 2000 – 2010 г.г.»
4. С научным сообщением на тему «Профессиональное образование в обществе, ориентированном на инновации: основания и возможности реализации» выступил Иван Григорьевич Шендрик, канд. пси-хол.наук, РГППУ
Заслушав и обсудив доклад доцента кафедры акмеологии общего и про-фессионального образования РГППУ И.Г.Шендрика, Бюро отмечает, что ориентация современного российского общества на инновационное развитие, предполагает не только наличие новых разработок, но и их внедрение в практику жизни общества. Для реализации этого необходим человек, способный перейти от знания к действию как в соответствии с имеющимся знанием, так и, в случае отсутствия необходимого знания, добыть его, а затем действовать. Данные обстоятельства требуют пересмотра существующей в профес-сиональном образовании системы приоритетов в направлении более явной выраженности его антропологического качества, обеспечивающего развитие полноценной субъектности человека. Профессиональное образование как антропопрактика должно обеспечить, через формирование системы профессиональных компетентностей, развитие метапрофессиональной компетентности - предприимчивости (бизнес-поведение), проявляющейся в способности человека осуществлять полный цикл проектирования собственной профессиональной деятельности, включающей этапы замысла, реализации и рефлексии с ориентацией на последующий замысел и т.д.
В РГППУ, в рамках различных проектов («Институт высшего рабочего образования»; германо-российский проект «Поддержка ремесел через профессиональное образование»; «Формирование бизнес поведения учащихся НПО и СПО ХМАО», «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании», ряд образовательных программ ФПК РГППУ и др.) осуществляется реализация данного подхода. В настоящее время работа в этом направлении проводится на экспериментальных площадках. Опыт реализации данного подхода внедряется последнее десятилетие через конференции, тематические семинары и систему дополнительного образования
В ходе опытно поисковой работы и ее рефлексии выявляются проблемы, которые связаны с исследованием сущности и специфики профессионально-го образования в условиях инновационного развития, они представляющегося актуальными, поскольку закономерности функционирования нового типа профессионального образования остаются невыясненными. Это касается определения состава и структуры компетенций, создания научно обоснованных интегрированных образовательных программ, выстраивания индивидуаль-ных образовательных траекторий и т.п. Не изученными остаются как условия формирования профессионально-образовательного пространства, ориентированного на формирование метапрофессиональной компетентности, так и особенности, адекватного ей педагогического сопровождения. Требует научного обоснования модель технологии формирования метапрофессиональной компетентности.
По результатам обсуждения Бюро решило:
1. Признать целесообразной деятельность по разработке направления, связанного с изучением профессионального образования в условиях инновационного развития, и одобрить полученные результаты.
2. Рекомендовать продолжить опытно поисковую работу по данной проблеме.
3. Изучить проблему перспектив профессионального и профессионально-педагогического образования с использованием Форсайт методологии, как наиболее адекватной задачам его развития
4. Включить в Комплексную программу научно-исследовательских работ УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» 2010-2012 форсайт-проект по теме «Профессионально педагогическое образование: образ будущего»
5. Регулярно освещать результаты исследований в журнале «Образование и наука. Известия УрО РАО»
На заседании бюро в соответствии с планом совершенствования нормативно-правовой базы УрО РАО были утверждены Положения о деятельности Ижевского, Уральского, Тюменского, Башкирского, Оренбургского, Пермского научно-образовательных Центров УрО РАО
Члены Бюро УрО РАО и все присутствовавшие на заседании Бюро с большой теплотой поздравили члена-корреспондента РАО Камиля Шаехмурзиновича Ахиярова с 80-летием и 60-летием трудовой деятельности. Председатель УрО РАО, Г.М.Романцев вручил Камилю Шаехмурзиновичу Поздравительный адрес и подарки.
Ректор УрГПУ Б.М. Игошев вручил председателю УрО РАО Г.М.Романцеву благодарственное письмо по случаю 5-летия со дня приема Уральского государственного педагогического университета в число ассоциированных членов УрО РАО. В своем выступлении Б.М.Игошев подчеркнул, что в течение пяти лет удалось многое сделать вместе. УрГПУ включился практически во все комплексные темы исследований УрО РАО, достигнуты значимые научные результаты. И самое главное, что в течение этих 5 лет, благодаря совместной работе удалось поднять престиж и внимание к инновационной научно-исследовательской деятельности в образовании на тот уровень, который должен быть. Б.М.Игошев выразил благодарность председателю УрО РАО Г.М.Романцеву и работникам Уральского отделения Российской Академии образования, кому удалось консолидировать и объединить образовательные, научные, другие творческие коллективы, научные и образовательные силы на территории Уральского федерального округа и большого Уральского региона. Б.М.Игошев выразил уверенность в том, что и в дальнейшем совместная деятельность УрГПУ и УрО РАО продолжится и принесет то самое главное, что нужно обществу - качественное, позитивно выстроенное отношение к образованию.
Л.М.Андрюхина, ученый секретарь УрО РАО,
д-р филос. наук, проф.