Российская Академия Образования
уральское отделение
  • Поиск по сайту
     

Карта сайта | Вход

620075, город Екатеринбург,
ул. Луначарского 85 А
e-mail: academia@urorao.ru

(343) 350-51-41

Новости
..
на сегодня новостей нет
Подробнее >>

все новости

На главную | УрО РАО | Развитие образования на Урале | Заседания Бюро УрО РАО | 2009 | 8 декабря 2009 года

На заседании бюро УрО РАО 8 декабря 2009 года, проходившего в г. Москве в рамках Общего Собрания РАО, главным вопросом стало обсуждение проекта решения общего собрания РАО.
Романцев Г.М., председатель УрО РАО, действительный член РАО, подведя итоги деятельности УрО РАО, обосновал ряд предложений в проект решения общего собрания РАО
   
В 2010 году Уральскому отделению Российской академии образования исполнится десять лет, а фактически 12 лет, так как Уральский научно-образовательный Центр РАО создан еще в 1998 году. За эти годы научно-образовательный потенциал УрО РАО значительно вырос, также как и его социальный авторитет.
На сегодняшний день Уральское отделение объединяет и координирует работу 9 Научно-образовательных Центров, 5 НИИ и 8 лабораторий, 120 ассоциированных членов.
  Комплексная программа научно-исследовательских работ «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций», которая реализуется начиная с 2001 года, объединила усилия ученых из десяти регионов Большого Урала. Если в 2001 году руководителями тем научных исследований были 30 докторов и 24 кандидата наук, то в 2009 году возглавили научные исследования уже 105 докторов наук и 111 кандидатов наук. По результатам реализации Комплексной программы начиная с 2001 года подготовлено и опубликовано 223 монографии, 279 учебников и учебных пособий, 235 сборников научных трудов свыше 1100 научных статей. Растет круг и число организаций, участвующих в научных исследованиях, реализующих инновационные проекты и сотрудничающих с УрО РАО по вопросам научного обеспечения стратегических направлений развития образования. Так количество вузов, участвующих в реализации Комплексной программы с 2001 по 2009 год возросло вдвое (с 22 до 47), учреждений СПО – в четыре раза (с 6 до 24), количество школ – в десять раз (с 6 до 61).

  В 2008-9 гг. по 68 темам НИР результаты научных разработок УрО РАО (187 наименований научно-образовательной продукции) внедрены в социальную практику.
Деятельность НОЦ и других подразделений УрО РАО в целом с точки зрения интеграции полученных результатов в практику образования переходит с уровня локального на сетевой и кластерный (что особенно выражено в деятельности Уральского НОЦ УрО РАО, Башкирского НОЦ УрО РАО, Челябинского НОЦ УрО РАО и др). А с точки зрения уровня внедрения осуществляется переход с уровня отдельного вуза (образовательного учреждения), на муниципальный, региональный, межрегиональный и федеральный уровни.
Среди наиболее значимых результатов научно-исследовательской и научно-практической деятельности УрО РАО можно назвать:
1. разработку и систематическое научное обеспечение реализации концепции и программы развития профессионально-педагогического образования России в современных условиях ( н.рук. действ. член РАО Г.М.Романцев)
2. научное обеспечение взаимосвязи и согласованности федеральной стратегии, региональной политики и практики реформирования российского образования ( н. рук. темы акад. В.И.Загвязинский)
3. разработку квалиметрических моделей управления качеством образования в вузе ( н.рук. В.С.Черепанов)
4. Совершенствование качества образования на этапе перехода к рыночной экономике в условиях Приполярья (ЯНАО)( научный рук.Дзида Г.А.)
5. разработку методологических основ общей теории и технологий физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (Чел. НОЦ УрО РАО).
6. Научное обеспечение развития детей с раннего возраста на базе дошкольных учреждений Свердловской области. (Научное руководство: Коротаева Е.В., д.п.н., проф. УрГПУ) и др.
Научное обеспечение инновационных процессов является главным приоритетом в деятельности УрО РАО.
Уральское отделение участвует в подготовке и реализации стратегических программ и проектов регионального и федерального уровней. Примером этого является реализация уже на протяжении шести лет тройственного соглашения между РАО, губернатором Свердловской области и УрО РАО, в течение пяти лет - соглашения с администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа и др.
С участием УрО РАО разрабатывались:
Программа развития физической культуры и спорта России до 2015 года (Челябинский НОЦ УрО РАО, принято 18 предложений);
Стратегический план развития г. Екатеринбурга до 2015 года 
Только Тюменским научным центром УрО РАО разработано две комплексные программы инновационного развития образования Ямало-Ненецкого АО (период с 1994 по 2005 гг.), в те же сроки две программы развития сферы образования г. Тюмень;а также Программа развития образования городов Ноябрьск, Нижневартовск, Лабытнанги, две программы г. Муравленко (с 2000 по 2005 гг. и с 2006 по 2010 гг.), Советского и Березовского районов Ханты-Мансийского АО, Тюменского района. Разработаны и реализованы для г. Ханты- Мансийска программы «Здоровье» и «Одаренные дети».
По двум программам комплексного развития образования г. Тюмени (программа на 1994-2000 гг. и программа «Наши дети – наше будущее» на 2000-2004 гг.), программам ЯНАО и г. Муравленко велось систематическое научно-методическое сопровождение. 
Уральским научно-образовательным Центром разработаны:
Комплексный план мероприятий по экологическому образованию и просвещению населения Свердловской области до 2015 года (Договор с Правительством Свердловской области)
 Программа по развитию экологической культуры населения ХМАО ( Договор с правительством ХМАО –ЮГРА)
Программа экологического просвещения и образования населения города Екатеринбурга (в Стратегическом плане развития города до 2015 г.) 
Муниципальная система экологического образования и просвещения ( г.Екатеринбург)
Разработка программ развития образования в регионах, городах, муниципальных образованиях, в различных типах образовательных учреждений становится постоянной практикой в деятельности УрО РАО
Диаграмма 1.Виды и основные результаты деятельности 
НОЦ УрО РАО (в среднем, ежегодно)


 
  УрО РАО выполняло роль координатора в процессе научной и общественной экспертизы государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения (начальная школа), параллельно велась работа по информированию и разъяснению педагогическим работникам области преимуществ варианта стандарта, предложенного РАО.
В рамках совместной деятельности УрО РАО и Администрации полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе (УФО) и по поручению полномочного представителя президента Н.А. Винниченко УрО РАО и РГППУ подготовлена и проведена окружная научно-практическая конференция «Национальная образовательная стратегия. Формирование современной модели образования, ориентированной на достижение целей опережающего развития» (17 апреля 2009 г.), в центре внимания которой стало решение вопросов реализации в образовании, заявленной Президентом Российской Федерации стратегии опережающего развития. 
В принятых конференцией рекомендациях УрО РАО предложено: «Сформировать Комплексную программу научных исследований на 2009-2010 годы по направлениям опережающего развития образования, разработать с участием региональных и муниципальных органов управления образованием, учреждений образования, науки, общественности, реального и финансового секторов экономики проекты в рамках данной программы», - что и было реализовано. Решением бюро УрО РАО был принят проектный подход к формированию Комплексной программы научных исследований на 2009-2010 годы.

Уже четвертый год успешно реализуется проект «Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных ОУ УрО РАО». (научн. Рук. В.Я.Шевченко, Н.Н.Давыдова). В результате реализации проектов апробирована модель сетевой распределенной структуры инновационно-активных ОУ региона по внедрению результатов инновационных образовательных программ в широкую образовательную практику. Это имеет большое значение для формирования открытой сети инновационно-активных ОУ региона, в том числе участников ПНПО, обеспечивающей массовое распространение в системе общего образования лучших практик и трансферт инновационных результатов, полученных образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы. 
В настоящее время деятельность инновационно-активных ОУ, работающих с УрО РАО, ведется по широкому спектру направлений развития образования до 2020 года В 2009 году общее число инновационно-активных образовательных учреждений, участвующих в работе инновационной сети УрО РАО в рамках Комплексной программы увеличилось до 109 учреждений. 
О развитии научного потенциала УрО РАО свидетельствуют следующие диаграммы:
Диаграмма 2.
 
Диаграмма 3.
 
Диаграмма 4. Организации, участники Комплексной программы УрО РАО

 
  Итоги реализации Комплексной программы научно-исследовательских работ УрО РАО: «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» подведены на V Всероссийской научно-практической конференции «Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций» (23-25 ноября 2009 г.). В работе конференции приняли очное участие с представлением тезисов – 268 чел., заочное участие с представлением тезисов- 339 чел.; очное участие в мероприятиях конференции – 396 чел., это ученые, преподаватели, учителя, специалисты управления образования более чем из 55 регионов Урала и России. Среди участников конференции: 4 действительных члена РАО и 5 членов-корреспондентов РАО, 47 докторов и 98 кандидатов наук. По результатам конференции опубликовано 5 сборников тезисов, общим объемом 1067 стр. или 56 п.л., а также специальный выпуск журнала «Образование и наука».


Журнал теоретических и прикладных исследований «Образование и наука. Известия УрО РАО, отметивший в этом году свое десятилетие, является одной из главных форм координации и развития научно-образовательных ресурсов. Журнал сегодня является одним из ведущих региональных научных рецензируемых журналов педагогической направленности Российской Федерации, он включен в Российский индекс научного цитирования. Журнал зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телевещания и средств массовых коммуникаций (Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ № 11-0803 от 10 сентября 2001 года) и имеет международный стандартный сериальный номер периодических печатных изданий ISSN 1994-5639. С 2005 года издание включено в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, где должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по направлению педагогика и психологии.
За последние два года более чем в 3 раза вырос импакт-фактор журнала (См. диаграмму 3).  
  Диаграмма 5

 
В целом, по значению импакт-фактора РИНЦ среди 224 печатных периодических изданий РФ образовательной направленности (См. www.elibrary.ru раздел Тематический рубрикатор. Подраздел 14.00.00.Народное образование. Педагогика.), журнал «Образование и наука. Известия УрО РАО» по итогам 2008 года вошел в число 10 печатных изданий, имеющих наибольшее значение импакт-фактора РИНЦ.
  Важным фактором стимулирования и поддержки научных исследований в уральском регионе стала учрежденная ежегодная премия, которая присуждается за научные работы, внесшие значительный вклад в развитие системы образования и, прежде всего Уральского региона. Размер премии составляет 100 тыс. рублей. За 3 года(2003, 2004, 2005) на премию потрачено более 6 млн. рублей. К сожалению, сейчас мы не можем уже проводить этот конкурс, так как на это нет средств.
. В целях содействия повышению научно-теоретического и культурно-образовательного уровня работников региональной системы образования Свердловской области, развитию форм межрегионального научного взаимодействия в рамках Соглашения между Губернатором Свердловской области, Президентом РАО и Председателем УрО РАО научно-организационным отделом УрО РАО проводится системная целенаправленная работа по развитию профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников системы образования региона. Все образовательные программы разрабатываются исходя из заказов муниципальных и региональных органов управления образованием, образовательных учреждений, самих педагогов, как активных субъектов планирования собственного процесса повышения квалификации на основе осознания профессиональных проблем и направлены на реализацию государственной политики в образовании. К работе со слушателями привлекаются известные ученые-педагоги Уральского региона, Москвы, С-Петербурга, Волгограда, Ростова, Н-Новгорода, Таганрога и др., руководители образовательных учреждений - лауреаты конкурсов «Учитель года» и победители ПНПО. В образовательных программах повышения квалификации педагогов сочетаются инновационные и традиционные аспекты, отражающие приоритеты развития современной школы. По окончании обучения все слушатели обеспечиваются комплектами информационно-методических материалов по проблеме. Работа на курсах повышения квалификации и научных семинарах УрО РАО способстdet созданию единой организационно-методической и информационной среды образовательной системы региона. 
  Диаграмма 6.
Статистические показатели работы по повышению квалификации таковы:
Число педагогических работников, прошедших повышение квалификации в УрО РАО

 
  Лучше всего о том, что деятельность УрО РАО востребована сегодня в регионе, в условиях рыночной экономики говорит то, что за образовательные, информационные услуги, научную и издательскую продукцию УрО РАО готовы платить реальные деньги.
  Только за последние четыре года общий доход УрО РАО составил 28467399.05 рубля (из них в 2009 году 2 956437 рубл. – произошло резкое сокращение по сравнению с 2008 годом почти в два раза на 1 234602 рубля)
  Хотя мы умеем зарабатывать, но, получаемых средств едва хватает на обеспечение основных функций УрО РАО. Большинство подразделений существуют благодаря финансированию со стороны вузов, грантовой поддержки и по существу во многом на основе энтузиазма и общественной (как это раньше называлось) деятельности. Но имеющихся средств явно не хватает на действительно серьезную работу по стимулированию, активизации и расширению деятельности УрО РАО по обеспечению приоритетных инновационных направлений развития. Тем более, что потенциал для этого у нас есть.
  Но если со стороны РАО нет возможности расширить финансирование отделений, то, по крайней мере, можно было бы выстроить систему поддержки их развития, которая бы включала:

1. Выделение квот региональным отделениям РАО по выборам в академики и члены-корреспонденты РАО
2. Решение вопроса о возможности автономизации учреждений РАО
3. Содействие лицензированию образовательной деятельности отделений РАО
4. Организацию на систематической основе правового консультирования деятельности учреждений РАО.
5. Разработку механизмов активизации обмена научной, правовой информацией по вопросам инновационного развития образования в регионах России.
 
Предложения были поддержаны членами бюро УрО РАО.