На главную | УрО РАО | Развитие образования на Урале | Заседания Бюро УрО РАО | 2009 | 24 июня 2009 года
Информация о заседании Бюро УрО РАО
от 24 июня 2009 г.
24 июня 2009 г состоялось очередное заседание Бюро УрО РАО.
Присутствовало 10 членов бюро из 14.
В начале заседания бюро слово для поздравления от имени бюро УрО РАО Российского государственного профессионально-педагогического университета, базового ассоциированного члена УрО РАО, с недавно отмечавшимся юбилеем университета попросил действительный член РАО В.И. Загвязинский.
Заседание бюро продолжилось торжественным подписанием генеральных соглашений о сотрудничестве с Управлением образования администрации г. Нижний Тагил Свердловской области, с отделом образования Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, с Управлением образования городского округа Красноуфимск. Со стороны УрО РАО соглашения были подписаны председателем УрО РАО, действительным членом РАО Г.М.Романцевым, с другой стороны А. В. Соложниным – начальником Управления образованием администрации г. Нижний Тагил, В.А.Казанцевым, заместителем главы администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, Т.Л.Биктугановой, начальником Управления образованием городского округа Красноуфимск.
Вопрос «Научные школы в контексте инновационной стратегии развития образования. Об основных направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности научной школы члена-корреспондента РАО С.Е.Матушкина» был снят в связи с болезнью С.Е.Матушкина
Был заслушан и обсуждался вопрос: «Роль научно-образовательных Центров УрО РАО в интеграции науки и практики образования» С докладом «Об основных направлениях и результатах деятельности Челябинского научно-образовательного Центра УрО РАО» выступил директор Центра, канд.пед.наук, доцент А.И.Федоров.
Челябинский государственный научно-образовательный центр УрО РАО образован на базе ФГОУ ВПО “Уральский государственный университет физической культуры” в декабре 1999 года.
Деятельность ЧГНОЦ УрО РАО ориентирована на развитие инновационных процессов в системе образования в сфере физической культуры и спорта.
Цель деятельности ЧГНОЦ УрО РАО заключается в развитии демократизации и гуманизации образования, которые направлены на решение проблем взаимодействия личности и социума, обеспечивающих наиболее эффективное развитие и преемственность системы общего и профессионального образования, теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, а также туризма в Уральском регионе в целом, и в Челябинской области в частности.
Основными задачами научно-образовательной деятельности ЧГНОЦ УрО РАО являются:
– активизация и координация инновационной деятельности научных и образовательных учреждений Уральского региона;
– реализация в Уральском регионе инновационных научных проектов;
– экспериментальная апробация новых методик и технологий обучения, физического воспитания и спортивной тренировки на базе образовательных учреждений Уральского региона;
– осуществление внедренческой деятельности в различных регионах Российской Федерации;
– осуществление информационно-аналитической деятельности, предполагающей изучение состояния проблемы исследования, конъюнктуры рынка образовательных услуг и разработку управленческих решений;
– повышение качества образовательных услуг в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры, спорта и образования на основе использования современных образовательных технологий;
– организация международного сотрудничества в области культуры, науки и образования;
– привлечение инвестиций со стороны государственного и частного капитала на осуществление научной и образовательной деятельности, разработка и реализация грантоспособных научно-образовательных проектов.
Научно-исследовательская и научно-образовательная деятельность ЧГНОЦ УрО РАО осуществляется на базе ФГОУ ВПО “Уральский государственный университет физической культуры” при участии образовательных учреждений различного типа (высшие учебные заведения, средние специальные учебные заведения, общеобразовательные школы, лицеи и гимназии, дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования – ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП, спортивные клубы, а также специальные учебные заведения – детские дома и школы-интернаты).
Таким образом, ЧГНОЦ УрО РАО, а также образовательные учреждения различного типа, участвующие в научно-образовательной деятельности, являются учебно-научно-производственным комплексом.
Одной из важных особенностей ЧГНОЦ УрО РАО является то, что в ходе выполнения научно-образовательной деятельности ЧГНОЦ УрО РАО осуществляет межведомственное проектное взаимодействие. В рамках научно-исследовательской работы ЧГНОЦ УрО РАО проводятся не только теоретические исследования, Центр выполняет функции связующего звена между фундаментальной педагогической наукой и образовательной практикой и имеет свой, в определенной степени, уникальный опыт работы в образовательном пространстве Уральского федерального округа.
Основные направления НИР. Научно-исследовательская работа ЧГНОЦ УрО РАО проводится по следующим основным направлениям:
1 – общая теория спортивной тренировки;
2 – научно-методические основы гуманизации
образовательного процесса в учреждениях
общего образования и физической культуры;
3 – современные информационные технологии
в системе подготовки специалистов
по физической культуре и спорту;
4 – научные основы управления
физкультурно-спортивной деятельностью;
5 – педагогические основы профессионально-прикладной
физической культуры учащейся молодежи;
6 – педагогические технологии индивидуализации
учебно-тренировочного процесса;
7 – педагогические основы здоровьесбережения населения
и учащихся в общеобразовательных учреждениях.
Научно-исследовательская работа ЧГНОЦ УрО РАО выполняется по 16 темам (проблемам), включенным в План НИР Уральского отделения РАО и Программу “Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций”. В научно-исследовательскую работу включены практически все структурные подразделения (кафедры, факультеты и институты) Уральского государственного университета физической культуры; научно-образовательная деятельность ЧГНОЦ УрО РАО предполагает непосредственное взаимодействие с другими научными и образовательными учреждениями, а также с органами управления образованием.
Проектная деятельность. Инновационная деятельность ЧГНОЦ УрО РАО предполагает осуществление социально значимых и практико ориентированных научных и образовательных проектов:
1 – международный научный проект
“Health Behaviour in School-aged Children”
“Поведение детей школьного возраста
в отношении здоровья” (выполняется с 1997 года);
2 – научно-образовательный проект “Спортивная наука”;
3 – инновационный проект “Спортивная наука – детям”;
4 – научно-образовательный проект
“Спортивно-педагогическая информатика”;
5 – издательский проект “Спортивная наука – детям”.
Организация научно-образовательной деятельности. В течение длительного времени сложилась определенная система организации деятельности ЧГНОЦ УрО РАО.
С 2004 года ЧГНОЦ УрО РАО имеет штат (по совместительству), помещение (18 м2) и современные средства оргтехники.
С целью повышения эффективности работы ЧГНОЦ УрО РАО формируется годовой план НИР; регулярно (4-6 раз в год) проводятся рабочие совещания; ежегодно результаты работы центра обсуждаются на заседании Ученого совета УралГУФК; в соответствии с планом НИР и планом научно-образовательных мероприятий на базовых площадках проводятся выездные рабочие совещания.
Международное сотрудничество. В течение 12 лет (с 1997 года) осуществляется сотрудничество с зарубежными организациями (Европейское бюро ВОЗ) и вузами (около 10 вузов). Сотрудничество осуществляется в рамках международного проекта “Health Behaviour in School-aged Children” (“Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья”).
С целью развития исследования, выполняемого в рамках международной программы по инициативе УралГУФК и ЧГНОЦ УрО РАО, заключены творческие договоры с другими российскими вузами (всего семь вузов).
Основные результаты деятельности ЧГНОЦ УрО РАО. В соответствии с планом НИР ежегодно проводятся 3-5 научных конференций с изданием сборников научных трудов; более 30 научно-образовательных семинаров, круглых столов и дискуссионных клубов. Некоторые научно-образовательные мероприятия стали традиционными (проводятся более 10 лет).
Основные результаты НИР опубликованы в монографиях (около 20), учебниках (2), учебных и учебно-методических пособиях (более 50), информационно-аналитических отчетах, научных изданиях и проблемных лекций (10), сборниках научных трудов (около 20). Подготовлено два выпуска научного издания “Спортивная наука. Вестник ЧГНОЦ УрО РАО”.
Созданы электронный архив социальной информации по проблеме “Здоровье детей и подростков” и электронный архив научных и учебно-методических изданий “Спортивная наука”; разработано около 10 электронных пособий; создан раздел ЧГНОЦ УрО РАО на сайте УралГУФК (http://www.uralgufk.ru), ведется работа по созданию сайта ЧГНОЦ УрО РАО, Интернет-портала дистанционного обучения и электронных учебно-методических комплексов по различным учебным дисциплинам.
Таким образом, практическая реализация научных направлений ЧГНОЦ УрО РАО позволяет решать важные научные задачи, имеющие существенное значение для теории и практики образования в сфере физической культуры и спорта.
Проблемы. Вместе с тем, в развитии ЧГНОЦ УрО РАО и его деятельности имеется ряд проблем и определенных сложностей.
Во-первых, отсутствуют реальные механизмы, способствующие развитию научно-образовательной деятельности ЧГНОЦ УрО РАО и расширенному внедрению результатов НИР в социальную практику. Следует отметить, что ЧГНОЦ УрО РАО функционирует на базе высшего учебного заведения, а его деятельность не всегда “укладывается” в традиционную систему организации НИР в вузах. Во-вторых, отсутствует система целевого финансирования научной и образовательной деятельности ЧГНОЦ УрО РАО. Это в значительной степени затрудняет выполнение научно-исследовательской работы и осуществление социально значимых научно-образовательных проектов. В-третьих, отсутствует или недостаточно эффективно функционирует система морального и материального стимулирования участников научно-образовательной деятельности ЧГНОЦ УрО РАО со стороны научных организационных структур РАО.
В обсуждении вопроса приняли участие: члены бюро УрО РАО действительный член РАО Г.М.Романцев, действительный член РАО В.И.Загвязинский, член-корреспондент РАО Г.Ф.Куцев, министр общего и профессионального образования Свердловской области А.Б.Соболев, а также: первый заместитель министра образования Челябинской области Т.Г.Калугина, д-р пед . наук, профессор А.С.Белкин (УрГПУ) и другие.
Т.Г. Калугина подчеркнула, что Центр создан в 1999 году и с тех пор наращивает свои результаты и расширяет границы своего влияния на состояние массового спорта Челябинской области. Уральский государственный университет физической культуры и Центр УрО РАО ведут разработки под руководством губернатора Челябинской области, который является членом госсовета именно по этому виду деятельности. 18 предложений, которые были сформулированы Челябинской областью в программу развития физической культуры и спорта России до 2015 года, - были выдвинуты именно этим Центром. Результаты деятельности Центра дают возможность педагогам, работающим в школах, детских садах развивать этот вид деятельности именно на научной основе управлять этим процессом. В добавление, хотелось бы сказать, что этот Центр имеет право говорить, что работает системно, преемственно, активно. Мы в систему образования вводим достаточно много разработок этого Центра для того, что бы организовать работу на уровне обоснованных научно-методологических подходов.
А.Б. Соболев раскрыл особенности деятельности Научно-образовательных Центров как структур нового типа и подчеркнул важность применения других, нетрадиционных критериев для оценки их результативности. Научно-образовательный центр – это сборка проектов. В этом смысле, это структурное решение функционального плана, и это важно понимать, когда мы говорим о научно-образовательном центре. Что является продуктом научно-образовательного центра? Их три. Первое, это результаты проектов, которые выполнены, это генерация новых проектов и новых концепции стратегий, которые обеспечивают инновационное развитие. Это первый результат работы научно-образовательного центра. Второе, это научные достижения, которые квалифицируют приоритетность научного направления. Третье, это результаты проецирования методологического образования. Речь идет о новом способе организации образовательного процесса. В этом смысле научно-образовательная проектная стуктура как результат выдает новое знание, новую методологию образовательных программ. Поэтому, когда мы начинаем выстраивать структуру проектного научно-образовательного центра, мы должны четко и ясно понимать, что это не институциональная структура, а принципиально новая.
Г.М. Романцев присоединился к позиции Александра Борисовича Соболева и отметил, что работа челябинского Центра - это чистый «энтузиазм энтузиастов», которые объединились с целью систематизации, накопления, обобщения, распространения, прежде всего, как раз инновационных идей, и реализации проектов, в данном случае, в области здоровьесберегающих технологий. Это самая главная идея, которая заложена в исследованиях, и здесь спорить не о чем. Безусловно, есть замечания, и они были услышаны и приняты. Хотелось бы отметить положительный момент вообще в развитии наших Центров. Обратите внимание, этот Центр сосредоточен на проблемах здоровья детей, Уральский научно-образовательный Центр, который работает под управлением Галины Петровны Сикорской, занимается экологическим образованием, у него уклон экологический. В самом Челябинске три Центра, все они сгруппированы вокруг ученых, которые объединились по принципу построения научной школы, т.е. это единомышленники в каждой конкретной сфере. Дай Бог, что бы у нас были такие разные научные Центры, их количество может быть сколь угодно большим, т.к. много сторон в образовании и воспитании наших детей. Что касается Челябинского Центра, Татьяна Григорьевна Калугина права, не каждый даже вуз, а не то, что Центр готовит материалы для президента, и то, что предложения Центра вошли в национальную программу – это уже само по себе высокий показатель результативности, потому, что на федеральном уровне фильтров экспертных стоит столько…. Не каждому можно доверить, не каждый может и реализовать. Так что, давайте пожелаем дальнейших успехов в работе Челябинского Центра УрО РАО.
РЕШИЛИ:
1. Принять к сведению информацию директора ЧГНОЦ УрО РАО кандидата педагогических наук, доцента А.И.Федорова “Об основных направлениях и результатах деятельности Челябинского государственного научно-образовательного центра УрО РАО”.
2. Одобрить деятельность ЧГНОЦ УрО РАО по развитию научно-прикладных исследований в сфере физической культуры, спорта и образования, связанную с теоретико-методологическим обоснованием и разработкой актуальных проблем физического воспитания и спортивной тренировки, высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта, реализации социально значимых научных и научно-образовательных проектов.
3. Представить опыт ЧГНОЦ УрО РАО по реализации научных и научно-образовательных проектов в форме публикаций, в том числе в изданиях УрО РАО, и рекомендовать его в качестве одного из важных направлений деятельности научно-образовательных центров УрО РАО.
4. Научному коллективу ЧНГОЦ УрО РАО сформировать проекты в Комплексную программу научно-исследовательских работ УрО РАО “Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций” на 2009-2010 годы (отв. – директор ЧГНОЦ УрО РАО А.И.Федоров).
По вопросу «Об утверждении Комплексной программы научно-исследовательских работ «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» 2009-2010 гг.» выступила ученый секретарь УрО РАО, д.ф.н., профессор
Л. М. Андрюхина
Для обсуждения был предложен проект комплексной программы научно исследовательских работ Уральского отделения Российской академии образования «ОБРАЗОВАНИЕ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ИННОВАЦИЙ» 2009-2010 гг.
Стратегия опережающего развития определила выбор приоритетных направлений Комплексной программы научных исследований УрО РАО на 2009-2010 годы. Это такие направления исследований, как:
Направление 1. Научно-методическое и экспертное сопровождение опережающего развития образования всех уровней в Уральском регионе.
Направление 2.Научно-методическое и научно-экспертное сопровождение развития инфраструктуры образования Уральского региона, соответствующей целям опережающего развития
Направление 3. Комплексное исследование процессов социализации, культурного развития и воспитания человека в Уральском регионе.
В декабре прошлого года было принято решение бюро УрО РАО ввести два вида планирования, разделить типы планирования. Это тематический план на год, по годовому циклу УрО РАО представляет отчеты в РАО, а комплексная программа рассчитана в этот раз на 2 года. Был принят другой, проектный подход ее формирования.
Проектный подход заложен в основу Комплексной программы. Ожидаемые преимущества проектного подхода:
1. Получение значимого научно-практического результата, представленного образовательному, научному, гражданскому сообществу.
2. Укрупнение тематики научных исследований, их интеграция с прикладными исследованиями, доведение исследований до практического коммерциализируемого результата
3. Расширение социального партнерства УрО РАО, привлечение инвестиций в сферу научной деятельности.
4. Возможность реализации маркетинговых технологий, позволяющих привлечь внимание к деятельности УрО РАО, повысить его социальный престиж и статус.
5. Объединение интеллектуальных ресурсов науки и образования Урала в реализации приоритетных проектов, содействие становлению научных коллективов, научных школ, ассоциаций.
Положительный эффект этого решения проявился уже в том, что очень активно откликнулись регионы, ассоциированные члены, особенно активными были Удмуртская республика, Челябинская область, республика Башкортостан, Пермская область, Оренбург, Тюмень, Ямало-Ненецкий округ, конечно же Свердловская область и другие. Представлены серьезные, часто комплексные проекты, которые выполняют реальную задачу интеграции науки и образования. В преамбуле мы привели всех исполнителей, перечислены организации - участники программы. Также обозначены ожидаемые преимущества проектного подхода, описаны и принципы, среди которых, например, следующие:
- Предлагаемые проекты должны выполняться на основе социального партнерства и сотрудничества, интеграции образования, науки и производства (принципы социального партнерства и социальной интеграции)
- Проекты Комплексной программы должны быть нацелены на получение результатов, имеющих непосредственное значение для решения задач опережающего развития региона, реализация проектов должна стать стимулирующим фактором инноваций и основанием инновационных решений (принцип опережающего развития).
А также, это принцип открытости. Программа открыта, еще определенный период в нее можно подавать заявки по включению проектов, формировать, дополнять разделы. Сформированный на сегодняшний день вариант Комплексной программы включает 93 проекта, в составе участников более 45 вузов, свыше 130 образовательных учреждений общего среднего и среднего профессионального образования. Проект Программы предлагается для обсуждения.
РЕШИЛИ: Принять Комплексную программу в целом, в ходе редактирования учесть поступившие замечания.
По вопросу «О пролонгации договоров о совместной деятельности между УрО РАО и ОУ-инновационными площадками УрО РАО» выступил заместитель председателя УрО РАО В.Я.Шевченко. В 2008-2009 годах Уральское отделение Российской академии образования продолжало системную деятельность по вопросам научно-консультационной поддержки инновационных инициатив педагогических коллективов с рядом общеобразовательных учреждений Уральского федерального округа (УФО). Целями реализации этого проекта являются: создание окружной модели сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений разного типа и вида содействие интеграции науки и образования, развитию сотрудничества и взаимодействия основных субъектов инновационных процессов в образовании, подъему престижа научных школ Урала реалиях сегодняшнего дня инновационные образовательные учреждения всех типов и видов стремятся институционально закрепить инновационную деятельность и весь образовательный функционал с ним связанный. Задача эта возникает, прежде всего, в поисках ресурсного обеспечения инновационной деятельности в рамках бюджетного финансирования. Соответственно, именно ресурсное обеспечение инновационной деятельности может стать источником мотивации продолжения разворачивания сетевого взаимодействия инновационных образовательных учреждений на разных уровнях. В частности, обеспечение такого ресурса на региональном уровне может существенно повлиять на наращивание инновационного потенциала в регионе и продвижение успешных образовательных практик отдельных учреждений с целью повышения качества образования в целом. Поэтому мы считаем, что трехлетнее сотрудничество УрО РАО с ОУ Уральского Федерального округа, несомненно, вносит свой вклад в развитие инновационного образовательного пространства, как округа, так и конкретных территорий. Инновационное взаимодействие ведется по следующим направлениями:
• Разработка и апробация модели организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода средствами проектной и исследовательской деятельности.
• Разработка и апробирование модели открытой социально-педагогической системы как основы социальной поддержки детей и родителей территории в период обновления государственной социальной политики
• Создание разноуровневой системы иноязычного образования и ее учебно-методическое обеспечение как результат поэтапного перехода на качественно новый уровень языкового образования в условиях диверсификации обучения иностранным языкам
• Разработка и апробация модели школы жизненного и профессионального самоопределения учащихся как фактора первичной профилактики безнадзорности и беспризорности в условиях профильного обучения в ОУ
• Апробация современных образовательных и воспитательных технологий как важное условие саморазвития субъектов образовательного процесса
• Экспериментальная апробация теории ноос¬ферного образования в парадигме интеграции естественных и гуманитарных наук XXI ве¬ка при организации образова¬тельного процесса в средней школе
• Становление новой роли и функций учителя как учителя-консультанта и партнера. Научное сопровождение формирования и развития способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации, решению нестандартных задач, моделированию и проектированию объектов и процессов.
В 2008-2009 уч. году в рамках проекта расширилось сетевое взаимодействие в целях формирования новых моделей развития университетских комплексов по направлениям:
• Организация профильного обучения на базе образовательного консорциума Уральский государственный экономический университет - Колледж УрГЭУ –16 ОУ Свердловской области,
• Сетевое взаимодействие учреждений профессионального и общего образования Свердловской области на позициях образовательного инжиниринга (УГТУ-УПИ, 5 ОУ г. Екатеринбурга, МОУ лицей № 10 г. Каменск – Уральского),
• Сетевое взаимодействие учреждений профессионального и общего образования УФО в рамках создания модели корпоративного педагогического университета ноосферного образования (Художественно-педагогический институт РГППУ, Областной медицинский колледж, кафедра радиохимии УГТУ-УПИ, социальный факультет Нижнетагильской социально-педагогической академии, кафедра ОБЖ Сургутского государственного педагогического университета, МОУ Ханты-Мансийского автономного округа, МОУ СОШ № 23 г. Дегтярска, МОУ СОШ № 70 г. Нижний Тагил, МОУ СОШ № 1 г. Полевского, МОУ СОШ № 76 г. Лесного, МОУ СОШ № 5 г. Богдановичи, МОУ с. Кошай Новолялинского района, 10 образовательных учреждений г. Екатеринбурга)
• Управление качеством обучения школьников на основе бенчмаркинга и Интернет-технологий SaaS и WEB2.0 (УрГПУ, ООО «Цикс-Софт», 5 образовательных учреждений г. Екатеринбурга и образовательный комплекс г. Новоуральска)
В ходе работы инновационных площадок проанализированы и систематизированы прецеденты инновационной образовательной деятельности на уровне территориальных органов образования, отдельных ОУ, на разных ступенях образования и с разными категориями детей. Материалы исследований доложены в ходе 7 международной научно-практической конференции «Педагогические системы развития творчества», 15 Всероссийской НПК «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании», 6 Международной НПК «Управление качеством образования: проблемы непрерывного образования», 3 Международной НПК «Болонский процесс: Реализация компетентностного подхода в сфере образования», Международной НПК в рамках подготовки ШОС 2009 «Инновационные направления в образовании» Только в 2008-2009 году школами-участниками проекта при участии УрО РАО были проведены региональная конференция «Развитие детской одаренности в гимназическом образовании», более 120 семинаров областного, городского и районного уровня. По результатам Всероссийского конкурса «Школа формирования здоровья» МОУ Лицей №110 им. Л.К.Гришиной вошел в пятерку лучших школ России по организации здоровьесберегающего образовательного процесса, МОУ СОШ № 97 стала победителем 4 Общероссийского форума по развитию общественно-ориентированного образования «Школа и сообщество: шаг навстречу», около 70% инновационно-активных ОУ, участвующих в проекте, стали победителями различных конкурсов городского и районного уровня.
На основании вышеизложенного и на основании заявлений, поступивших от образовательных учреждений, предлагаю пролонгировать договора о научно-консультационной поддержке инновационных инициатив общеобразовательных учреждений, имеющих статус членов сети инновационно-активных ОУ академической площадки УрО РАО по вопросам модернизации системы общего образования.
РЕШИЛИ: пролонгировать договоры о совместной деятельности между УрО РАО и ОУ-инновационными площадками УрО РАО (список прилагается)
Вопрос «О приеме в ассоциированные члены УрО РАО» представила Л.М.Андрюхина
РЕШИЛИ: принять в число ассоциированных членов УрО РАО гимназию №18 г. Нижний Тагил, МОУ СОШ № 25 п. Свободный Свердловской области и НОУ ВПО «Институт социально-экономического развития», г. Серов