Российская Академия Образования
уральское отделение
  • Поиск по сайту
     

Карта сайта | Вход

620075, город Екатеринбург,
ул. Луначарского 85 А
e-mail: academia@urorao.ru

(343) 350-51-41

Новости
..
на сегодня новостей нет
Подробнее >>

все новости

На главную | УрО РАО | Развитие образования на Урале | Заседания Бюро УрО РАО | 2009 | 22 апреля 2009 года

Информация о заседании Бюро УрО РАО
от 22 апреля 2009 г.


22 апреля 2009 г состоялось очередное заседание Бюро УрО РАО.
Присутствовало 9 членов бюро из 14.

  В начале заседания было предоставлено слово министру общего и профессионального образования Свердловской области Соболеву А.Б., избранному в члены бюро УрО РАО 25 февраля 2009 года..
  Соболев А.Б. выразил благодарность Председателю УрО РАО, Геннадию Михайловичу Романцеву, и всем членам Бюро УрО РАО за высокую честь и предоставленную возможность принять участие в работе Уральского отделения академии. В своем выступ-лении министр обозначил основные направления сотрудничества, приложения совместных усилий в целях обеспечения интеграции науки и образования, остановился на при-оритетных вопросах развития системы образования Свердловской области.
1. Был заслушан и обсуждался вопрос: «Научные школы в контексте инновационной стратегии развития образования».  
   
  С докладом «Об основных направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности Пермской научной психологической школы» выступил член-корреспондент РАО, д-р психол.наук, профессор, директор Института психологии ПГПУ, Б.А. Вяткин.
Заслушав и обсудив сообщение руководителя пермской школы заслуженного деяте-ля науки РФ, член-корр. РАО Б.А.Вяткина Бюро УрО РАО отмечает, что системные ис-следования индивидуальности человека и психологического сопровождения ее развития в зависимости от возраста, пола и сферы деятельности ведутся в проблемном поле комплексной программы «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» и имеют важное значение для решения задач опережающего развития профессионального и профессионально-психологического образования России. Автором представлена полная картина состояния исследований проблемы и ее дальнейшего раз-вития в русле интеграции науки, образования и практики. Отмечен рост завершенных научных исследований только за последнее время(2000-2006гг.) представителями Пермской школы подготовлено и защищено по данной тематике 7 докторских(В.Ю.Хотинец, А.А.Волочков, А.Г.Исмагилова, Т.М.Хрусталева, С.Ю.Жданова, Н.И.Иоголевич) и более 40 кандидатских диссертаций. Результаты исследований регу-лярно докладываются на конференциях, где обсуждаются проблемы индивидуальности: Ананьевские чтения(Санкт-Петербургский Университет), Ломовские чтения(ИП РАН), конференции посвященные памяти Теплова(ПИ РАО) и Равич-Щербо(МГУ). Основные результаты исследования опубликованы в коллективных монографиях: «Интегральная индивидуальность человека и ее развитие»(М., 1999), «Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в профессиональном образовании»(Екатеринбург, 2000), «Поли-системное исследование индивидуальности» (М., 2005), «Пол и gender в интегральном исследовании индивидуальности» (Пермь,2008). Изданы монографии: Хотинец «Этническое самосознание» (С-Пб.,2000), Волочков «Активность субъекта и развитие уча-щихся» (Пермь,2003), Исмагилова «Психология стиля психологического общения» (Пермь,2003), Хрусталева «Педагогическая одаренность» (Пермь,2004); учебное пособие: Вяткин «Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека» (М.,2007), Вяткин,Жданова «Психология познания индивидуальности»(М.,2007). Пермские авторы постоянно печатаются в центральных психологических журналах «Мир психологии», «Вопросы психологии», «Психологические журнал», «Психология в обра-зовании» и др. Существенной заслугой Пермской психологической школы является то, что за это время ей удалось перевести изучение данной проблемы из плоскости теоретиче-ского анализа в плоскость решения образовательных и практических задач.
      Сегодня формат ее работы можно определить как комплексное междисциплинарное теоретико-экспериментальное исследование с оперативным внедрением научных результатов в практику.
      В настоящее время учение об интегральной индивидуальности развивается в пермской психологической школе и других научных коллективах по нескольким взаимосвязанным направлениям. Эта работа идет при тесном взаимодействии с другими научными теориями – теория субъекта, теория системогенеза деятельности, теория профессионального развития личности, теория способностей, теория развивающего обучения и т.д. Причем отмечается, что взаимодействие идет не по линии конфронтации или противопоставления, а по линии взаимного дополнения и взаимопроникновения, что позволяет наиболее полно изучить человеческую индивидуальность и определить условия ее оптимального развития в современном обществе. Об актуальности и востребованности научных исследований, выполняемых в пермской психологической школе свидетельствуют полученные ею гранты министерства образования РФ, РГНФ, РФФИ, а так же ряд наград и званий присужденных ее сотрудникам за послед-ние годы.
      В обсуждении вопроса приняли участие: члены бюро УрО РАО: академик РАО Романцев Г.М., член-корреспондент РАО Зеер Э.Ф., член-корреспондент РАО Ахияров К.Ш., ученый секретарь УрО РАО Андрюхина Л.М., а также, зав. кафедрой теории и методики обучения истории УрГПУ, Гузненко З. И., и другие.
Бюро УрО РАО решило:
1). Сообщение Б.А.Вяткина принять к сведению.
2). Одобрить научно-исследовательскую деятельность Института психологии
ПГПУ по проблемам системного исследования индивидуальности человека, по развитию и совершенствованию профессионального психологического образования, по организации и развитию в Пермском крае службы практической психологии.
3). Просить Б.А.Вяткина представить материалы о научной школе в готовящееся издание УрО РАО «Научно-образовательные школы Урала». «2000 - 2010»
2. По второму вопросу «Роль научно-образовательных Центров УрО РАО в интегра-ции науки и практики образования». С докладом «Об основных направлениях и результатах деятельности Пермского научно-образовательного Центра УрО РАО» выступил ученый секретарь Центра, д-р технич.наук, профессор А.М.Ханов.
Заслушав и обсудив сообщение ученого секретаря Пермского научно-образовательного Центра УрО РАО, доктора технических наук, профессора А.М. Ханова «Об основных направлениях и результатах деятельности Пермского научно-образовательного Центра УрО РАО» бюро УрО РАО отмечает актуальность и важность постановки вопроса. В структуре УрО РАО функционирует 9 Центров, разных по структуре, направлениям деятельности, имеющие свой, в какой-то степени уникальный, опыт работы в образовательном пространстве Урала. Как правило, Центры проводят не только теоретические исследования, но и выполняют функции связующего звена между фундаментальной педагогической наукой и образовательной практикой.
Инновационная стратегия развития образования обращает особое внимание на развитие:
• новых идей, способствующих обновлению образовательного пространства;
• практикоориентированных исследований, приводящих к системным изменениям в образовательных учреждениях разного уровня;
• механизмов внедрения в массовую практику образования инновационных моделей развития образовательных учреждений;
• социального пространства.
В целом следует отметить, что интеграция науки и практики становится одним из главных условий развития образования XXI века.
Пермский научно-образовательный центр свою миссию видит именно в интеграции науки и практики в области непрерывного технологического образования и в  широкой апробации его идей в образовательном пространстве Пермского края. Для решения научно-практических задач создана экспериментальная площадка, определены методы научно-практической деятельности, заявлена основная тема исследования в Комплексную целевую программу научных исследований на 2009г. УрО РАО: «Разработка компетентностной модели выпускника технического вуза с учетом многоуровневой инженерной подготовки и требований регионального рынка труда».
Для продвижения непрерывного технологического образования в образовательном пространстве Пермского края создана Ассоциация педагогов технологического обра-зования, которая способствует развитию горизонтальных связей между учеными и педаго-гами, интересующихся проблемой технологического образования, тенденциями развития современного общества и инновационной деятельностью в области образования.
Коллектив Центра исключительное внимание уделяет развитию социального партнерства, которое позволяет привлекать средства на реализацию практикоориентированных образо-вательных проектов, основанных на идеях непрерывного технологического образования. На основе сотрудничества с ОАО «Урал-инструмент Пумори» открыта экспериментальная площадка под эгидой Пермского Научного Образовательного Центра на базе механико-технологического факультета ПГТУ – «Учебно-демонстрационный центр по металло-обработке ПГТУ-Урал-Инструмент Пумори» (стоимость оборудования более 29,7 мил-лионов).

Вместе с тем, в развитии Центра и его практикооринтированной научной деятельности имеются определенные сложности, выявляется ряд проблем:
-Отсутствует целевое финансирование для развития научных исследований, социальное партнерство направлено, в основном, на реализацию проектов прикладного характера.
-Имеется необходимость упорядочения правового взаимодействия структур УрО РАО, оказания помощи в решении юридических вопросов деятельности Центра.

      В обсуждении вопроса приняли участие члены бюро УрО РАО: академик РАО Романцев Г.М., министр общего и профессионального образования Свердловской области Соболев А.Б., член-корреспондент РАО Ахияров К.Ш., ученый секретарь УрО РАО Андрюхина Л.М.,и другие
Выражая мнение о необходимости совершенствования структуры УрО РАО, взаи-модействия Центров, повышения их роли в интеграции науки и практики в образователь-ном пространстве Пермского края, и преодоления обозначенных проблем, бюро Ураль-ского отделения Российской академии образования решило:
1). Принять к сведению информацию ученого секретаря Пермского научно-образовательного Центра УрО РАО, доктора технических наук, профессора А.М. Ханова «Об основных направлениях и результатах деятельности Пермского научно-образовательного Центра УрО РАО».
2). Одобрить деятельность Пермского научно-образовательного Центра УрО РАО по развитию научно-прикладных исследований в области профессионального педа-гогического образования, связанного с непрерывным технологическим обучением в шко-ле, системе начального, среднего и высшего профессионального образования.
3). Опубликовать опыт Центра по развитию непрерывного технологического обучения в школе, системе начального, среднего и высшего профессионального образова-ния в журнале УрО РАО как одного из стратегических направлений деятельности Центра УрО РАО, способствующих развитию инновационного педагогического пространства, а также в готовящихся к 10-летию УрО РАО изданиях «Научно-образовательные школы Урала.2000 - 2010», «Научно-образовательные Центры УрО РАО: 2000 – 2010 г.г.»
4). Научному коллективу Центра сформировать проекты в Комплексную программу научно-исследовательских работ УрО РАО «Образование в Уральском регио-не: научные основы развития и инноваций» 2009-2010 гг. ( Отв. А.М.Ханов, д.т.н., проф., уч. секретарь Центра)
5). Директору Пермского научно-образовательного Центра УрО РАО В.Ю. Петрову привести нормативно-правовую базу деятельности Центра и его инновационных площадок в соответствие с разработанными требованиями УрО РАО и изменением стату-са УрО РАО.


3. С докладом «Об основных направлениях и результатах деятельности Орен-бургского научно-образовательного Центра УрО РАО» выступила директор Центра , доктор педагогических наук, профессор В.Г.Рындак
  Заслушав и обсудив сообщение директора Оренбургского научно-образовательного Центра УрО РАО, доктора педагогических наук, профессора В.Г.Рындак «Об основных направлениях и результатах деятельности Оренбургского научно-образовательного Цен-тра УрО РАО» бюро УрО РАО отмечает актуальность и важность постановки вопроса, продуктивность деятельности Центра. В структуре Оренбургского научно-образовательного Центра УрО РАО функционирует 17 подразделений, разных по струк-туре, направлениям деятельности, имеющие свой, в какой-то степени уникальный, опыт работы в образовательном пространстве Оренбуржья. Как правило, Центр проводит не только теоретические исследования, но и выполняет функции связующего звена между фундаментальной педагогической наукой и образовательной практикой.
  Решение научно-практических задач осуществляется согласно приоритетным на-правлениям развития фундаментальных исследований по естественным и гуманитарным наукам:
• проведение поисковых и высокоэффективных прикладных работ, отраслевого и межотраслевого характера, экспериментальных разработок по естественным и гу-манитарным наукам;
• охрана интеллектуальной собственности ученых;
• внедрение результатов исследований в практическую деятельность;
• координация научно-исследовательской деятельности в области инновационной педагогики.
  Коллектив Центра уделяет должное внимание развитию социального партнерства, которое позволяет привлекать средства на реализацию практико-ориентированных обра-зовательных проектов, реализующих идеи взаимодействия, формирования культуры педа-гогической деятельности, этнопедагогики, воспитания творческой личности в системе до-полнительного образования детей.
  Наиболее крупные проекты, практической реализации идей модернизации образования, были поддержаны Министерством социального развития Оренбургской области и Министерством образования Оренбургской области («Концепция региональной семейно-демографической политики Оренбургской области на 2008-2025 г.», «Педагогическое про-свещение родителей (программа, содержание, методики), «Концепция развития государ-ственно-общественного управления образованием в Оренбургской области», «Фронталь-ная проверка: содержание, структура, методы»), Федерального проекта переподготовки директоров школ по программе «Современный образовательный менеджмент».
  Социальное партнерство развивается не только с управленческими структурами, но также с неправительственными организациями, государственными предприятиями, бизне-сом. Благодаря социальному партнерству опубликованы в течение последних пяти лет итоги научных исследований в форме монографий (17), методических пособий (35), ака-демических докладов (10), буклетов, альбомов творческих работ, методических пособий с мультимедийным приложением, подготовлено и проведено 5 передач на ТВ канале «Реги-он», приняли участие в 7 выставках, а разработчики и участники проектной деятельности приобрели социальный опыт влияния в решении социально-педагогических проблем на местном уровне, расширения поля педагогической деятельности (для педагогов), практи-ческой и созидательной деятельности (для школьников и студентов),
  Реализация на практике научно-исследовательских направлений Центра позволила инновационным площадкам добиться определенных успехов в формировании компе-тентности педагогов, развития у них качеств активной, креативной и созидающейся лич-ности.
  Вместе с тем, в развитии Центра и его практико-ориентированной научной деятельности имеются определенные сложности, выявляется ряд проблем.
• Отсутствие реальных механизмов расширения сферы деятельности и диверсификации
• Отсутствие целевого финансирования для развития научных исследований, соци-альное партнерство направлено, в основном, на реализацию проектов прикладного характера.
• Необходима поддержка публикаций участников активной деятельности в ОрНОЦ как в журналах УрО РАО, так и в международных изданиях.
• Недостаточно уделяется внимание поощрению участников научно-образовательных проектов со стороны научных организационных структур РАО.
  В обсуждении вопроса приняли участие: члены бюро УрО РАО: академик РАО Романцев Г.М., член-корреспондент РАО Ахияров К.Ш., ученый секретарь УрО РАО Андрюхина Л.М., а также, д-р пед.наук, профессор, директор департамента психолого-педагогического образования УрГПУ, Белкин А.С.
  Бюро Уральского отделения Российской академии образования решило:
1). принять к сведению информацию директора Оренбургского научно-образовательного Центра УрО РАО, д.п.н., профессор В.Г.Рындак « Об основных направлениях и результатах деятельности Оренбургского научно-образовательного Центра УрО РАО»
2). Одобрить деятельность Оренбургского научно-образовательного Центра УрО РАО по развитию научно-прикладных исследований в области инновационной педаго-гики, связанной с теоретико-методологическим обоснованием и разработкой акту-альных проблем образования.
3). Одобрить деятельность Центра по установлению социального партнерства, способ-ствующего развитию практико-ориентированных научно-педагогических исследо-ваний в области инновационной педагогики. Опубликовать опыт Центра по разви-тию социального партнерства в журнале УрО РАО как одно из стратегических на-правлений деятельности Центров УрО РАО, способствующих развитию инноваци-онного педагогического пространства, а также - в готовящихся к 10-летию УрО РАО изданиях «Научно-образовательные школы Урала.2000 - 2010», «Научно-образовательные Центры УрО РАО: 2000 – 2010 г.г.»
4). Научному коллективу Центра сформировать проекты в Комплексную программу научно-исследовательских работ УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» 2009-2010 (отв. Рындак В.Г, директор ОрНОЦ УрО РАО)

4. По четвертому вопросу «Подготовка специалиста в условиях интегрированной среды «вуз - колледж»(на примере РГППУ)» с докладом выступил канд.хим.наук, доцент, директор Машиностроительного института РГППУ, А.А.Жученко.

Заслушав и обсудив доклад директора Машиностроительного института А.А.Жученко, Бюро отмечает, что в РГППУ ведутся работы по интеграции профессионального образования различных уровней, которые затрагивают практически все сферы деятельности университета. Определены основные направления формирования единого профессионально-образовательного пространства в структуре интегрированной среды «вуз-колледж»:
1. Организационные мероприятия.
2. Учебная работа.
3. Учебно-методическая работа.
4. Культурно-массовая и спортивная работа.
5. Работа по профагитации, профориентации и профотбору
6. Взаимодействие с промышленными предприятиями.
7. Повышение квалификации преподавателей.
8. Создание единого информационного пространства.
9. Профессиональные связи между кафедрами и цикловыми комиссиями.
10. Профессиональная интеграция студенчества.
11. Совершенствование совокупного материально-технического потенциала.
12. Хозяйственная деятельность.
Рассматриваемое профессионально-образовательное пространство находится в состоянии развития, которое, согласно классификации Э.Ф.Зеера, отнесено к периоду интеграции (спонтанный поиск взаимосогласования всех компонентов векторов-координат пространства). Исследование особенностей, закономерностей и механизмов развивающе-гося профессионально-образовательного пространства на примере интегрированной среды «вуз-колледж» в РГППУ представляется актуальным. Новообразования в данной интегри-рованной среде требуют специального изучения. Это касается определения состава и структуры компетенций, создания научно обоснованных интегрированных образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. Не изученными остаются условия формирования интегративного профессионально-образовательного пространства и условия осуществления интегративно-педагогической деятельности. Требует научного обоснования модель технологии формирования интегрированной среды «вуз-колледж».
По результатам обсуждения Бюро решило:
1). Признать целесообразной деятельность Российского Государственного про-фессионально-педагогического университета по созданию интегрированной среды «вуз-колледж», как феномена развивающегося образовательного пространства, приходящего на смену традиционному преемственному непрерывному образованию, и одобрить полученные результаты.
2). Рекомендовать продолжить изучение новообразований в интегрированной среде, условий их формирования и других вопросов, относящихся к интегрированному профессионально-образовательному пространству.
3). Включить в Комплексную программу научно-исследовательских работ УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» 2009-2010 проект по теме формирования и функционирования интегрированной образовательной среды «вуз-колледж».
4). Регулярно освещать результаты исследований интегрированной среды «вуз-колледж» в журнале «Образование и наука. Известия УрО РАО»

5. По пятому вопросу «Об организации и проведении V Всероссийской научно-практической конференции «Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций» принято решение провести конференцию 23-25 ноября 2009г. в г. Екатеринбурге, сформировать программный комитет и оргкомитет конференции.
6. В соответствии с Уставом УрО РАО утвержден состав общего собрания УрО РАО.
7. По представлению общего собрания Ижевского Научно-образовательного Центра УрО РАО принято решение назначить на очередной период директором Ижевского Научно-образовательного Центра УрО РАО д-ра пед.наук, профессора В.С.Черепанова