Российская Академия Образования
уральское отделение
  • Поиск по сайту
     

Карта сайта | Вход

620075, город Екатеринбург,
ул. Луначарского 85 А
e-mail: academia@urorao.ru

(343) 350-51-41

Новости
..
на сегодня новостей нет
Подробнее >>

все новости

На главную | УрО РАО | Развитие образования на Урале | Заседания Бюро УрО РАО | 2009 | 25 февраля 2009 года

Информация о заседании Бюро УрО РАО
от 25 февраля 2009 г.

25 февраля 2009 г. состоялось очередное заседание Бюро УрО РАО.
Присутствовало 10 членов бюро из 13.

1. Был заслушан и обсуждался вопрос: «Научные школы в контексте инновационной стратегии развития образования».  
   
Открывая заседание бюро, председатель УрО РАО, академик РАО, Геннадий Михайлович Романцев подчеркнул особое значение этого вопроса. Научные школы России и Урала аккумулируют научный, интеллектуальный потенциал инновационного развития образования. Задача заключается в том, чтобы содействовать развитию научных школ, создать условия для интеграции результатов научной деятельности в образовательную практику.

С докладом «Об основных направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности научной школы «Психология развивающегося профессионально-образовательного пространства человека» выступил заслуженный деятель науки РФ, член-корр. РАО, доктор психологических наук, профессор Э.Ф.Зеер.

Заслушав и обсудив сообщение Э.Ф. Зеера Бюро УрО РАО отметило, что исследования проблем психологии развивающегося профессионально-образовательного пространства человека ведутся в проблемном поле комплексной программы «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» и имеют важное значение для решения задач опережающего развития профессионального и профессионально-педагогического образования России. Автором дана целостная характеристика состояния проблемы, выявлены и представлены основные концептуальные подходы и принципы исследования профессионально-образовательного пространства.

Разработанная концептуальная модель профессионально-образовательного пространства позволяет определить тематику ее исследования, что будет способствовать получению психологически обогащенных научных результатов.

Теоретико-методологические основания развивающегося профессионально-образовательного пространства человека определили приоритетные направления исследований психологии профессионально-образовательного пространства:

  • Психология профессионального развития личности
  • Психологическое сопровождение непрерывного профессионального образования
  • Личностно-развивающая функция многоплановых видов деятельности.

Эти три взаимообусловленные направления исследования получили свое теоретическое развитие (обоснование) в концепции профессионального становления личности (Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. и др.); теории профессионализации личности (Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В. и др.); личностно-развивающего профессионального образования (Зеер Э.Ф., Лежнева Н.В. и др.).

Результаты исследований обсуждаются на Всероссийской научно-практической конференции, ежегодно проводимой Институтом психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета.

За последние 10 лет защищено 4 докторские диссертации (Глуханюк Н.С., Лежнева Н.В., Сыманюк Э.Э., Шендрик И.Г.) и 58 кандидатских диссертаций, из них 12 выпускниками факультета психологии.


За период c1998 по 2008 гг. опубликовано 18 монографий, 48 учебных пособий и 62 статьи в реферируемых журналах ВАК.


Об актуальности и востребованности научных исследований свидетельствуют полученные гранты Министерства образования РФ – 3, РГНФ – 18, университеты России – 1; только в 2008 году кафедра психологии профессионального развития получила 3 гранта РГНФ.

Об эффективности международного сотрудничества свидетельствует Международная премия Э.Ф. Зеера «За деятельность и области интеграции образования Европы», а также премия Правительства РФ в области образования (2007 год).

В обсуждении вопроса приняли участие: члены бюро УрО РАО: академик РАО Загвязинский В.И., академик РАО Романцев Г.М., член-корреспондент РАО Куцев Г.Ф., член-корреспондент РАО Ахияров К.Ш., ученый секретарь УрО РАО Андрюхина Л.М., а также, Савиных В.Л., д.п.н., профессор – зав. академическо-вузовской лабораторией по исследованию проблем профессионального самоопределения личности Курганского государственного университета и другие.

Бюро Уральского отделения РАО РЕШИЛО:

  1. Сообщение член-корреспондента РАО Э.Ф. Зеера принять к сведению.
  2. Одобрить научно-исследовательскую деятельность Института психологии РГППУ по направлению «Психология развивающегося профессионально-образовательного пространства человека».
  3. Рекомендовать Э.Ф. Зееру представить материалы о научной школе в готовящееся издание УрО РАО «Научно-образовательные школы Урала. 2000 - 2010».


2. По второму вопросу: «Роль научно-образовательных Центров УрО РАО в интеграции науки и практики образования» с докладом «Об основных направлениях и результатах деятельности Уральского научно-образовательного Центра УрО РАО» выступила директор Центра, д.п.н., профессор Г.П. Сикорская

В обсуждении вопроса приняли участие
члены бюро УрО РАО: академик РАО Загвязинский В.И., член-корреспондент РАО Куцев Г.Ф., а также: Дудина М.Н., д.п.н, профессор кафедры педагогики УрГУ, Васильева Л.Д., академик Международной академии экологического образования (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору по УрФО), Колясникова Н.Н., к.п.н., доцент УГТУ-УПИ и ИРРО, зав. лабораторией экологизации, фундаментализации и интеграции содержания образования; Иванов С.А., доцент ИРРО, зав. лабораторией «Моделирование ноосферного образования», Приходько Л.С., к.п.н., доцент РГППУ, зав. креативной лабораторией экологического дизайна, Янковая Т.Н., учитель гимназии № 9, зав. лаборатории «Ноосферные технологии в образовании», директора ОУ-инновационных площадок: Ипполитова В.А., директор лицея № 3, г. Екатеринбурга, Сибирцева Е.А., директор гимназии № 9 г. Екатеринбурга, Мочалова В.Н., заведующая дет.садом № 46, г. Екатеринбург и другие.

Заслушав и обсудив сообщение директора Уральского научно-образовательного Центра УрО РАО, доктора педагогических наук, профессора Г.П. Сикорской бюро УрО РАО отметило актуальность и важность постановки вопроса. В структуре УрО РАО функционирует 10 Центров, разных по структуре, направлениям деятельности, имеющие свой, в какой-то степени уникальный, опыт работы в образовательном пространстве Урала. Как правило, Центры проводят не только теоретические исследования, но и выполняют функции связующего звена между фундаментальной педагогической наукой и образовательной практикой.  

Инновационная стратегия развития образования обращает особое внимание на развитие:

  • новых идей, способствующих обновлению образовательного пространства;
  • практикоориентированных исследований, приводящих к системным изменениям в образовательных учреждениях разного уровня;
  • механизмов внедрения в массовую практику образования инновационных моделей развития образовательных учреждений;
  • социального партнерства.


В целом, следует отметить, что интеграция науки и практики становится одним из главных условий развития образования XXI века.

Уральский научно-образовательный центр свою миссию видит именно в интеграции науки и практики на примере теоретических исследований в области ноосферного образования и широкой апробации его идей в образовательном пространстве Урала. Для решения научно-практических задач был создан ВНИК, определена структура управления, направления, формы, методы научно-практической деятельности, заявлена основная тема исследования в Комплексную целевую программу научных исследований УрО РАО : «Теория и практика ноосферного образования в парадигме интеграции естественных и гуманитарных, наук XXI века», В 2004 году тема была включена в число приоритетных направлений научных исследований РАО.

ВНИКом были определены основные теоретико-методологические подходы к построению педагогических систем ноосферной ориентации, опирающиеся на учения В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, Н.Н. Моисеева, А.Швейцера, К.Н. Вентцеля, работы Н.К. и Е.И. Рерихов, Л.Н. Гумилева, а также исследования современных ученых (Б. Гершунского, В.С. Лазарева, В.И. Панова, Н.М.Мамедова и др.). Продолжается работа над понятийным аппаратом ноосферного образования. Уточнены принципы разработки основных содержательных блоков моделей педагогических систем. Теоретические основы ноосферного образования апробированы на 24 конференциях муниципального, регионального, общероссийского и международного уровней, выпущено два специальных сборника по теории и практике ноосферного образования, опубликовано более 80 статей по данной теме, разработано 9 теоретических моделей, которые внедряются в практику.  


Для продвижения идей ноосферного образования в образовательном пространстве Урала было создано научно-практическое объединение «Корпоративный педагогический университет ноосферного образования», который способствует развитию горизонтальных связей между учеными и педагогами, интересующимися проблемой ноосферогенеза, тенденциями развития современного общества и инновационной деятельностью в области образования.


Для реализации теоретических моделей ноосферного образования в практике образования были созданы 4 научно-внедренческие лаборатории, ( рук. к.п.н. доцент ИРРО - Иванов С.А., к.филос.н., профессор РГППУ- Приходько Л.С., к.п.н., доцент УГТУ-УПИ и ИРРО- Колясникова Н.Н, к.п.н., учитель гимназии№9 г. Екатеринбурга – Янковая Т.Н). Создано 20 инновационных площадок в системах общего и профессионального образования.


Коллектив Центра исключительное внимание уделяет развитию социального партнерства, которое позволяет привлекать средства на реализацию практикоориентированных образовательных проектов, основанных на идеях ноосферного образования. Наиболее тесное сотрудничество развивается с администрацией г. Екатеринбурга. Ежегодно администрация города выделяет финансовые средства на развитие Центра, который имеет статус базового по научно-методическому сопровождению целевой программы экологического просвещения и образования города в рамках Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2015 г. Наиболее крупные проекты, практической реализации идей ноосферного образования, были поддержаны администрацией («Город внутри меня», «Мой зеленый трамвай», конкурс проектов «Екатеринбург – город будущего», «Сенсорный сад для детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями»).


Социальное партнерство развивается не только с управленческими структурами, но также с неправительственными организациями, государственными предприятиями, бизнесом. Благодаря социальному партнерству опубликованы в течении последних пяти лет итоги научных исследований в форме монографий (3) методических пособий(13 ), книг для чтения(2 ), академических докладов(4 ), буклетов, альбомов творческих работ (9 ), методическое пособие с мульдимедийным приложением(1 ), подготовлено и проведено 7 передач на ТВ канале – «Ермак», приняли участие в 11 выставках, в т.ч. 1- международной, а разработчики и участники проектной деятельности приобрели социальный опыт влияния в решении социально-экологических проблем на местном уровне, расширения поля педагогической деятельности (для педагогов), практической созидательной деятельности (для школьников и студентов).


Реализация на практике моделей ноосферного образования позволила инновационным площадкам добиться определенных успехов в формировании ноосферной компетентности педагогов, ноосферного мышления и мировоззрения воспитанников, развития у них качеств активной творческой, созидающей личности. Такой вывод подтверждает мониторинг исследований, оценка деятельности коллективов и отдельных педагогов в форме грантов, наград, призовых мест на конкурсах регионального, общероссийского и международного уровнях.


Вместе с тем, в развитии Центра и его практикоориентированной научной деятельности имеются определенные сложности, выявляется ряд проблем.

  • Отсутствуют реальные механизмы расширения сферы деятельности и диверсификации
  • Отсутствует целевое финансирование для развития научных исследований, социальное партнерство направлено, в основном, на реализацию проектов прикладного характера.
  • Коллективу желательно оказать помощь на подписку научных и периодических изданий. Эту проблему можно было бы решить созданием специализированной мульмедийной библиотеки при УрО РАО, которая смогла выполнять дополнительные научно-образовательные функции для всего образовательного пространства Урала.
  • Недостаточно уделяется внимания поощрению участников научно-образовательных проектов со стороны научных организационных структур РАО.
  • Необходима поддержка публикаций участников активной деятельности в УНОЦ как в журнале УрО РАО, так и в международных изданиях
  • Имеется необходимость упорядочения правового взаимодействия структур УрО РАО, оказания помощи в решении юридических вопросов деятельности Центра

 
Выражая мнение о необходимости совершенствования структуры УрО РАО, взаимодействия Центров, повышения их роли в интеграции науки и практики в образовательном пространстве Урала, и преодоления обозначенных проблем, бюро Уральского отделения Российской академии образования решило:

  • Принять к сведению информацию директора Уральского научно-образовательного Центра УрО РАО, доктора педагогических наук, профессора Г.П. Сикорской «Об основных направлениях и результатах деятельности Уральского научно-образовательного Центра УрО РАО»
  • Одобрить деятельность Уральского научно-образовательного центра УрО РАО по развитию научно-прикладных исследований в области инновационной педагогики, связанной с теоретико-методологическим обоснованием и разработкой моделей ноосферного образования, как опережающего образования, связанного с теорией современного ноосферогенеза.
  • Одобрить деятельность Центра по установлению социального партнерства, способствующего развитию практико-ориентированных научно-педагогических исследований в области инновационной педагогики. Опубликовать опыт Центра по развитию социального партнерства журнале УрО РАО как одного из стратегических направлений деятельности Центров УрО РАО, способствующих развитию инновационного педагогического пространства.
  • Директору УНОЦ УрО РАО Г.П. Сикорской привести нормативно-правовую базу деятельности Центра и его инновационных площадок в соответствие с разработанными требованиями управления делами УрО РАО и изменением статуса УрО РАО


3. На заседании бюро было также принято решение об изменении подхода к формированию Комплексной Программы УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» на 2009-2010 годы. За основу решено принять проектный подход. Если ежегодный тематический план фундаментальных и прикладных исследований УрО РАО будет формироваться, как и прежде, на основе индивидуальных и коллективных заявок в соответствии с приоритетными направлениями фундаментальных исследований, принятыми РАО до 2012 года, то Комплексная программа УрО РАО будет формироваться на основе значимых научных и научно-образовательных проектов, востребованных в Уральском регионе. Заявки в Комплексную программу будут приниматься до 20 апреля 2009 года.


4. Обсуждался вопрос о плане мероприятий по подготовке к 10-летию УрО РАО (5 декабря 2010 года). Принято решение, что все подразделения УрО РАО (научно-образовательные Центры, НИИ, лаборатории) внесут свои предложения в план до конца марта 2009 г.


5. Утверждено в новой редакции Положение «О научно-экспертном Совете Учреждения Российской академии образования «Уральское отделение»», утвержден новый состав Совета.


6. Принято решение об избрании в состав бюро УрО РАО министра общего и профессионального образования Свердловской области А.Б.Соболева.