Российская Академия Образования
уральское отделение
  • Поиск по сайту
     

Карта сайта | Вход

620075, город Екатеринбург,
ул. Луначарского 85 А
e-mail: academia@urorao.ru

(343) 350-51-41

Новости
..
на сегодня новостей нет
Подробнее >>

все новости

На главную | УрО РАО | Развитие образования на Урале | Научно-образовательные школы Урала.2000-2010 | Научная школа член-корреспондента РАО Э.Ф.Зеера

Научная школа  РГППУ    «Психология развивающегося профессионально-образовательного пространства человека», руководитель член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Э.Ф.Зеер

Об основных направлениях исследования научной школы 
«Психология развивающегося профессионально-образовательного 
пространства человека»


Теоретико-методологические основания

Методологической основой исследования научной школы является концепция развивающегося профессионально-образовательного пространства – особого социокультурного феномена, объединяющего систему непрерывного образования, различные виды ведущей деятельности и человека. Эти структурные составляющие пространства можно представить в виде концептуаль-ной модели, образованной тремя векторами-координатами: 
• субъекты пространства, находящиеся на разных стадиях профессионального развития;
• система непрерывного образования, составляющими которой является общее образование, допрофессиональная (профильная) подготовка, началь-ное и среднее профессиональное образование, высшее и последипломное образование;
• многоплановые виды ведущей деятельности, которые выполняют личностно-развивающую функцию (учебно-познавательная, учебно-профессиональная, профессионально-образовательная, нормативно заданная, продуктивно-профессиональная, творчески ориентированная деятельности).
Объединение в одно пространство этих трех объективно воспроизводя-щихся и саморазвивающихся факторов позволяет рассматривать образователь-ное пространство как развивающееся.
Развивающееся образовательное пространство – система психолого-педагогических уровней непрерывного образования, развивающихся видов деятельности и субъектов личностного и профессионального развития. Функ-ционирование этих структурных составляющих в режиме взаимосодействия образует открытое, воспроизводящееся и саморазвивающееся образовательное пространство.
Тематическим ядром профессионально-образовательного пространства выступает взаимосодействие – особой формы пространственной активности, детерминирующей развитие всех компонентов пространства.
Теоретико-методологическую основу исследования профессионально-образовательного пространства составляют сетевой (многомерный), профессиологический, диатропический, синергетический и субъектный подходы.
Следующим методологическим основанием нашего направления явля-ются принципы, которые выступают как норматив, предписание к научно-исследовательской деятельности. К общенаучным принципам познания отно-сятся принцип детерминизма, принцип соответствия и принцип дополнитель-ности.
К частным методологическим принципам профессионально-образовательного пространства относятся:
• Принцип неустойчивого динамического равновесия как источник развития взаимосвязи личности, образования и профессии.
• Принцип взаимопреобразования человека, образования и профессии.
• Принцип прогрессивного и деструктивного развития как фактор ус-пешного взаимодействия человека с образовательными системами и миром профессий.
• Принцип соразвития личности, образования и профессии в профессионально-образовательном пространстве.
Профессиональное образовательное пространство научной школы кафедры определяется взаимозависимостью профессионального становления, профессионального образования и мира профессий.
Опираясь на многомерный подход, мы сконструировали концептуальную модель профессионально-образовательного пространства личности и субъекта деятельности (рис. 1). Межкоординатное пространство образует открытую систему, которая дает представление о междисциплинарном характере рассматриваемой проблемы. Вертикальная смысловая координата К1 является профориентологической и определяет проблематику исследования стадий профессионального становления личности: оптацию, профессиональную подго-товку, профессиональную адаптацию, первичную профессионализацию, вто-ричную профессионализацию, профессиональное мастерство.
На деятельностной координате К2 размещены основные виды ведущей деятельности: учебно-профессиональная, профессионально-образовательная, нормативная, продуктивная, творческая.
Третья смысловая координата К3 – образовательная: характеризует уровни профессионального образования: допрофессиональное, начальное профессиональное, среднее профессиональное высшее профессиональное, последипломное образование. 

Рис. 1. Концептуальная модель профессионально-образовательного 
пространства человека
 

Межкоординатные взаимосвязи профессиональных составляющих определяют проблемное исследовательское поле научной школы:
• проблемы профессионализации и его психологического обеспечения (К1 – К2);
• проблемы профессионального самоопределения, профессионального развития на разных уровнях образования, опережающее профессиональное об-разование, технологии профессиологии и др. (К1 – К3);
• проблемы образования по группам профессий и специальностей, проектирование государственных образовательных стандартов на основе компе-тентностного подхода, непрерывного образования и др.
Таким образом, концептуальная модель профессионально-образовательного пространства человека отражает базовые психологические, педагогические и профессиоведческие исследовательские проблемы. Межко-ординатные пространства отражают междисциплинарные проблемы.
Многомерное отражение профессионально-образовательного пространства личности и субъекта деятельности позволяет выявить проблематику исследования, сформулировать основные противоречия, определить цели, наметить методику исследования, выбрать критерии оценки эффективности исследования. Актуальность тематики исследования определялась с учетом соци-ально-экономических реалий современного общества.
Отображение профессионально-образовательного пространства человека в системе трех смысловых координат позволяет сформулировать базовые и междисциплинарные проблемы, которые в свою очередь можно выделить в подпроблемы и конкретные темы исследования магистерских и кандидатских диссертаций, а также темы дипломных работ.
Приведенные методологические основания определили цели и задачи исследования психологии профессионально-образовательного пространства:

Цели и задачи деятельности научной школы

Основной целью деятельности научной школы является исследование актуальных проблем психологии профессионального образования, участие в формировании политики профессионально-педагогического образования в стране, психологического содействия подготовки педагогов профессиональной школы, консолидация научных кадров, активное включение в НИР студентов, аспирантов и соискателей, а также педагогов профессионально-образовательных учреждений.
Основными задачами научной школы в области исследовательской дея-тельности являются:
• обеспечение условий для интеграции образования и науки, участие в подготовке кадрового потенциала, за счет внедрения научных разработок и ре-зультатов в профессионально-образовательный процесс;
• содействие приоритетному развитию фундаментальных исследований как основы создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития научной школы;
• содействие повышению качества подготовки специалистов и научно-педагогических кадров, росту квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры; привлечение научной общественности к активному участию в организации и проведении научных исследований по проблемам профессионально-педагогического образования, обеспечение эффективного использования научного потенциала кафедры для исследований приоритетных тем психологии профессионального развития;
• расширение международного научного сотрудничества с научными и учебными организациями, фондами с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научной продукции;
• организация внедрения в профессионально-образовательный процесс результатов завершенных в лаборатории исследований и осуществление авторского надзора;
• повышение роли кафедры в разработке и реализации научной политики, решении практических задач в интересах РГППУ.
Теоретико-методологические основания развивающегося профессионально-образовательного пространства человека определили приоритетные направления исследований психологии профессионально-образовательного пространства:
• Психология профессионального развития личности
• Психологическое сопровождение непрерывного профессионального образования
• Личностно-развивающая функция многоплановых видов деятельно-сти.
Эти три взаимообусловленные направления исследования получили свое теоретическое развитие (обоснование) в концепции профессионального становления личности (Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. и др.); теории профессионализации личности (Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В. и др.); личностно-развивающего профессионального образования (Зеер Э.Ф., Лежнева Н.В. и др.).

Основные научно-теоретические и практические результаты научной школы

Основные результаты разработки психологии профессионального образования, направленные на выявление возрастных и социально-профессиональный нормативов развития человека, научно-методического обеспечения профессионального становления личности, определение личностно-развивающего потенциала многоплановых видов деятельности, состоят в следующем:
• Сформулирована концепция профессионального становления личности, выявлены закономерности и детерминанты этого процесса, установлены кризисы профессионального развития и психологические барьеры этого процесса, разработаны критерии успешности карьеры и мониторинг профессионализации специалиста.
• На основе концепции профессионального становления личности разработана психологически обоснованная программа (система) непрерывного профессионального и профессионально-педагогического образования, раскрывающая стратегию, содержание и технологии образования взрослых. Обосно-ванно целостное представление о непрерывном профессиональном образова-нии как системы, включающей все виды формального, неформального и информального (событийного) образования. Выявлены инновационные технологии реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.
• Разработаны теоретико-методологические основания психологии профессионального образования: определены подходы, принципы, закономерности реализации личности в системе непрерывного профессионального образования. Сформирован понятийно-терминологический аппарат психологии профессионально-образовательного пространства.
• Выявлены психологические особенности развивающейся учебно-профессиональной, профессионально-образовательной и профессиональной деятельности, их смена трансформации обусловливают динамику профессионального развития личности.
• Определены психологические особенности социально-профессионального воспитания учащейся молодежи, формирования корпоративной культуры и профессионально-нравственных ценностей.
• Разработана концептуальная модель профессионально-образовательного пространства, реализующая процесс динамического профессионального развития человека.
За последние 10 лет защищено 4 докторские диссертации (Глуханюк Н.С., Лежнева Н.В., Сыманюк Э.Э., Шендрик И.Г.) и 58 кандидатских диссер-таций, из них 12 выпускниками факультета психологии. 
За период c1998 по 2008 гг. опубликовано 18 монографий, 48 учебных пособий и 62 статьи в реферируемых журналах ВАК.
Об актуальности и востребованности научных исследований свидетель-ствуют полученные гранты Министерства образования РФ – 3, РГНФ – 18, университеты России – 1; только в 2008 году кафедра психологии профессионального развития получила 3 гранта РГНФ.
Об эффективности международного сотрудничества свидетельствует Международная премия Э.Ф. Зеера «За деятельность и области интеграции образования Европы», а также премия Правительства РФ в области образования (2007 год).

Перспективные направления исследования профессионально-образовательного пространства

1. Психология развития творческого и нравственно-профессионального потенциала личности в образовательной деятельности.
2. Развивающий потенциал ведущей и доминантной деятельности.
3. Психологическое сопровождение профессионального развития взрос-лого человека в современных социально-экономических условиях.
4. Психологическое время профессионально-образовательного пространства.
5. Синергетика развивающегося профессионально-образовательного пространства человека. 
6. Проектирование самоуправляемого социально-профессионального воспитания молодежи.
7. Дифференциация и индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
8. Психологическое обеспечение реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.
9. Экспертиза и правовая охрана инноваций в области психологии профессионального образования.