Российская Академия Образования
уральское отделение
  • Поиск по сайту
     

Карта сайта | Вход

620075, город Екатеринбург,
ул. Луначарского 85 А
e-mail: academia@urorao.ru

(343) 350-51-41

Новости
..
на сегодня новостей нет
Подробнее >>

все новости

На главную | НОЦ | УНОЦ | Семинары и конференции | 2004 - 2005 годы | 15-17 августа 2005 года

Всероссийская научно-практическая конференция

«Педагогическая система К.С. Петрова – Водкина и траектория развития отечественного художественного образования»

15-17 августа 2005 г. в городе Хвалынске Саратовской области прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая система К.С. Петрова – Водкина и траектория развития отечественного художественного образования».

Организаторами конференции явились Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ) в лице его представителя к.пед.наук, доцента, члена Союза дизайнеров России Климова Виктора Петровича – руководителя проекта, получившего поддержку РГНФ за 2005 г. и Художественно – мемориальный музей К.С. Петрова – Водкина г. Хвалынска. 

Хвалынск – это провинциальный городок между Саратовым и Самарой, между Х1Х и ХХ веком, между семью холмами на берегу Волги; он окружен реликтовыми лесами и лугами, утопает в яблоневых садах, обрамляющих милые сооружения еще купеческо-мещанского Поволжья. Конференция проходила в городе, где некогда работали такие всемирно известные художники, как К. Петров – Водкин, В. Борисов – Мусатов, П. Кузнецов, П. Уткин и др. и где уже более 10 лет собираются художники Москвы, Петербурга, Саратова, Красноярска, Иванова, Мегиона и др. городов России на свои творческие пленеры «Хвалынские паломники». Недавно к ним присоединились их коллеги из Екатеринбурга. 

Основной целью конференции явилось рассмотрение проблем наименее разработанной области отечественной педагогики – художественного образования и возможностей реализации его традиционных принципов и инновационных поисков в системе многоуровневого отечественного образования в период его модернизации. Проведение ее именно в Хвалынске объясняется несколькими обстоятельствами: позитивный опыт (с 1988 г.) организация в Художественно-мемориальном музее научных конференций, существование многолетней практики организации творческих пленеров и семинаров «Школа пластического формообразования». 

Организатор данной конференции - РГППУ – является головной организацией в области профессионально-педагогического образования. Одним из приоритетных научных направлений университета является область создания инновационных профессионально – педагогических технологий, которая объединяет опыт исследования и научный потенциал проектирования педагогических систем и технологий, в том числе и в сфере художественного образования.

Этим,а также знаменательным совпадением состояния духовной отечественной культуры рубежей веков Х1Х-ХХ и ХХ-ХХ1, объясняется тематическая привязка к творчеству К.С. Петрова-Водкина как попытка методологического вычленения педагогического потенциала из творческого наследия художника. Конференция имела общероссийский педагогический статус. В ней приняли участие представители художественных образовательных учреждений различного уровня (дополнительного, начального, среднего и высшего) из Москвы, Санкт-Петербурга и многих городов и регионов России. Заявленная проблематика вызвала очевидную заинтересованность субъектов художественно-педагогического творчества, что доказывается самой широкой географией участников конференции: от Выборга до Красноярска (всего 97 участников). 

На конференции обсуждались следующие проблемы:
  • специфика и значение художественно-эстетической и культурологической концепции К.С. Петрова – Водкина в педагогической транскрипции;
  • теоретико-методологическое значение и потенциал педагогического наследия деятелей отечественной культуры Х1Х – ХХ вв.;
  • традиции русской художественной школы и проблемы современного профессионального образования;
  • педагогические принципы и авторские технологии современного художественного образования;
  • образовательная стратегия начала ХХ1 века и проблемы проектирования общероссийских и региональных систем художественного образования;
  • опыт взаимодействия художественных школ в социокультурном пространстве современной России. 

В итоговом выступлении Климова В.П. прозвучали основные характеристики полярных точек зрения на педагогические системы художественного образования. Это – критика т.н. «академической системы», якобы купирующей творческий потенциал личности будущего художника и противоположная позиция, указывающая на необходимость сохранения базовых основ профессии художника, которые не должны подменяться современными стилевыми ориентациями или мировоззренческими манифестами новейших педагогических систем в области искусства.

Проблема особенно остро стоит в условиях коммерциализации высшего профессионального образования, когда в ВУЗы принимаются студенты, не имеющие базовой довузовской подготовки. Данная ситуация усугубляется следующими факторами, которые были озвучены и другими участниками данной дискуссии:
  • слабая методическая подготовка педагогов художественного профиля и отсутствие объективных критериев измерения качества их профессиональной деятельности, усугубляющихся субъективистскими позициями художников, пришедших в сферу образования, пренебрегающих целевыми ориентациями на Модель будущего выпускника, деятельность которых, сегодня в основном, связывается с векторами проектной деятельности в сфере архитектуры, дизайна, ДПИ и др.
  • сокращение государственных учреждений дополнительного художественного образования; 
    множественность позиций во взглядах на содержание и методическое сопровождение основных и пропедевтических дисциплин;
  • слабое разграничение содержания художественного образования и эстетического воспитания в системе отечественного образования всех уровней;
  • отсутствие полных и дидактически ясных программ и учебных пособий в образовательных учреждениях всех уровней (от начального до высшего);
  • слабая методическая подготовка педагогов художественного профиля и отсутствие объективных критериев измерения качества их профессиональной деятельности, усугубляющихся субъективистскими позициями художников, пришедших в сферу образования, пренебрегающих целевыми ориентациями на Модель будущего выпускника, деятельность которых, сегодня в основном, связывается с векторами проектной деятельности в сфере архитектуры, дизайна, ДПИ и др. 

В последний день конференции была проведена встреча в жанре Круглого стола «Образовательная стратегия в начале ХХ1 века и проектирование общероссийских и региональных систем художественного образования», на которой обсуждались следующие вопросы:
  1. Проблема создания проективной эстетически-ориентированной модели педагога профессионального обучения как основы формирования особой профессионально-педагогической (элитарной) субкультуры. Участниками Круглого стола было отмечено, что в условиях современной полипарадигмальной системы возникают различные посмодернистские течения и направления, которые зачастую размывают базовые установки отечественной культуры. Такое разрушение в сфере образования подобно «выстрелу в будущее». Постмодернистическому элементу в образовании присущи антисистемность, хаотичность, безсубъектность, безадресность. Они определяют субъектам образования роль «переводчиков» своих идей. Поэтому, реабилитация многих традиционных для отечественного художественного образования форм и методов сегодня особенно актуальна.
  2. Следующим вопросом было обсуждение путей и стратегии развития художественного образования в период его модернизации и, в частности, была выдвинута идея Проекта создания Открытой Академии художественного образования в форме организации передвижных мастер - классов и семинаров в г. Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Саратове, Красноярске, Мегионе. Предложенное начинание упирается в вопросы ведомственной принадлежности инициируемых образовательных услуг, их финансирования, кадрового обеспечения и др. Проблема находится в стадии обсуждения и институционального представления.
  3. Наиболее оживленным было обсуждение вопроса об экстраполяции методов дизайн - образования в систему формирования общего и профессионального художественного образования. Участникам семинара были продемонстрированы примеры инновационного проектирования педагогических систем различного масштаба: от создания проекта самостоятельных образовательных учреждений, формирования моделей новых специальностей и специализаций до создания локальных программ курсов, тематических разделов, отдельного урока и т.д.
  4. Завершилась работа Круглого стола обсуждением представленных материалов конференции. В ряде случаев они содержали уникальные и ранее не опубликованные авторские педагогические программы мастеров прошлого, а также современные оригинальные приемы и методы обучения, которые актуальны для сегодняшней трансляции в реальный образовательный процесс. Отчетный сборник по конференции «Педагогическая система К.С. Петрова – Водкина и траектория развития отечественного художественного образования» включил все присланные материалы, имеющие разную научную и практическую ценность. В то же время, многие участники и заочные корреспонденты заявили о своем желании продолжить обсуждение основных заявленных на конференции проблем с дополнением и коррекцией своих позиций. Поэтому и возникла идея, единогласно принятая всеми участниками, о создании коллективной монографии «Актуальные проблемы художественного образования», созданной в жанре Хрестоматии, составленной из трех разделов: 
    • педагогическая мемуаристика в парадигме художественного образования; 
    • теоретические и организационно-методические программы художественных систем различного уровня; 
    • современные исследования и авторские педагогические системы отечественного художественного образования.
     
Предлагаем принять участие в обсуждении содержания и структуры сборника, а также присылать тематические заявки на участие в нем. 

Информация о данной Хрестоматии будет размещаться на сайте УНОЦ РАО г. Екатеринбурга.
Ответственная за подготовку издания Климова Г.П., к.п.н., доцент каф. акмеологии общего и профессионального образования РГППУ