Российская Академия Образования
уральское отделение
  • Поиск по сайту
     

Карта сайта | Вход

620075, город Екатеринбург,
ул. Луначарского 85 А
e-mail: academia@urorao.ru

(343) 350-51-41

Новости
..
на сегодня новостей нет
Подробнее >>

все новости

На главную | НОЦ | УНОЦ | Проекты | Сенсорный сад | О сенсорном саде

О сенсорном саде

Сенсорный сад – это специально организованная природная территория, создающая благоприятные условия общения детей с городской природной средой. Специальное обустройство территории предусматривает включение в работу всех сенсорных систем ребенка: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. На территории сада планируется создание трех модулей: созерцательного, исследовательского и игрового. С посетителями сада: детьми организованных групп из детских садов и школ, родителей с маленькими детьми и детей с ограничениями здоровья, – силами педагогов-волонтеров и педагогов дополнительного экологического образования будут проводиться занятия по программам, специально разработанными в рамках других проектов. 

Сенсорный сад – особый городской ландшафт, предоставляет возможность для успешного развития творческих способностей детей, в том числе детей с ограниченными возможностями. Дети, имеющие ограничения по слуху, зрению и движению лишены свободы перемещения для восприятия объектов природы и общения с естественными ландшафтами. Без специально созданного «сенсорного» ландшафта процессы социализации юных горожан с ограниченными возможностями идут с большим трудом. 

В саду формируются три модуля: созерцательный, игровой и исследовательский. Каждый модуль имеет свои образовательные и воспитательные задачи, в целом природа сада направлена на сохранение здоровья детей и развития их эмоционально-чувственной сферы. 

Созерцательный модуль. Свето- и цветоощущения посетителей сенсорного сада обогащаются в изобильно представленных композициях цветущих растений, специально подобранных для того, чтобы период цветения продолжался с ранней весны до глубокой осени. Для работы органов слуха устанавливаются ксилофоны, на старом дереве будут развешаны колокольчики (музыка ветра). Развитию обоняния способствует «копилка запахов», в которой собраны сильнопахнущие местные растения (тимьян, душица, мята, шалфей и др.). Для свободного передвижения детей-инвалидов предусматривается специальная дорожка и высокие клумбы, также таблички со шрифтом Брайля (для слепых и слабовидящих). 

В игровой модуль включены сооружения для развития координации и вестибулярного аппарата детей ( высокие спилы деревьев , деревянный лабиринт «крепость», дорожки равновесия, бревенчатая система для лазания и др.). 

Исследовательский модуль предназначен для занятий организованных групп детей, в том числе с ограничениями по здоровью. Он включает территорию «размышления о природе» с кормушками и домиками для птиц; солнечные часы; «зеленый класс»; высокие спилы деревьев для занятий «путешествие во времени», альпийскую горку Расширению каналов связей с природой способствует ходьба по специальной сенсорной дорожке, вымощенной естественными материалами (речным песком, галькой, гравием, щепой) др. 

Подобный ландшафт создается в Екатеринбурге впервые. Общепринято, что современная городская среда становится все более агрессивной, экологически неблагоприятной по отношению к детям, особенно детям, имеющим жизненные ограничения. Острота проблемы отдыха детей в городе, их социализации, отвлечения от асоциального поведения и реабилитации средствами природы, может быть снижена путем организации таких специально оборудованных природных сенсорных уголков. 

Место для этого сада выбрано неслучайно. Он размещается в парке Городского дворца творчества учащихся города Екатеринбурга, рядом с Театром юного зрителя, и на прилегающей территории Городского детского экологического центра. Эти объекты культуры пользующиеся большой популярностью у юных горожан, явятся своеобразным «мостиком» для освоения детьми новых форм и видов гуманитарного освоения мира природы, развития экологической культуры, толерантности (к детям с ограниченными возможностями), эстетики городской природной среды, желания сохранять природу родного города. Сенсорный сад, при активной поддержке управленческих структур и институтов гражданского общества может стать местом, способствующим обогащению сенсорного опыта и здоровьесбережения юных горожан.