Российская Академия Образования
уральское отделение
  • Поиск по сайту
     

Карта сайта | Вход

620075, город Екатеринбург,
ул. Луначарского 85 А
e-mail: academia@urorao.ru

(343) 350-51-41

Новости
..
на сегодня новостей нет
Подробнее >>

все новости

На главную | НОЦ | УНОЦ | Проекты | Образование для устойчивого развития малого города | Направления проекта | Экологическое направление

Малый учебно-исследовательский экологический телекоммуникационный проект «Живой калейдоскоп»

Цели проекта: получение навыков полевого экологического практикума; знакомство учащихся с многообразием информационных технологий как инструмента изучения и наблюдения природы; общение школьников и руководителей проекта посредством Интернета, что позволит им почувствовать себя исследователями XXI века.

Время реализации проекта – январь-май 2004 г. За этот период ученики изучают и наблюдают жизнь зимующих птиц, млекопитающих, насекомых, растений. Составляют виртуальный гербарий, где применяют технику объемного сканирования. Изготавливают кормушки для птиц, проводят кафетерий-тесты для обитателей леса. Изучают места зимовок летучих мышей и др. Кроме изучения живых и неживых (снег, выходы горных пород и т.д.) объектов в природе школьники осваивают основы лабораторного экологического практикума.

Абрамова Н. Л. (abramova_nadin@mail.ru
к.п.н., менеджер экологического проектирования УГНОЦ РАО,
ст. преп. каф. экологии и экологического образования УрГПУ,

Додонов Е. Д. (edodonov@mail.ru)
менеджер телекоммуникационных экологических проектов УГНОЦ РАО

«Живой калейдоскоп» информационных технологий

Юные исследователи изучают природу Урала и Поволжья зимой, и каждый раз, делая новый поворот «Живого калейдоскопа», открывают для себя новые грани разноцветной мозаики информационных технологий…

Первая встреча участников проекта состоялась в Московском полевом учебном центре «Экосистема», где каждое лето собираются юные экологи и педагоги разных регионов России. Летом 2003 г. школьники Екатеринбурга, Березовского, Тольятти и Москвы изучали ландшафтоведение, геоботанику и экологию. Всем было жаль расставаться, и мы решили, что будем продолжать общение. Так появился телекоммуникаций экологический проект «Живой калейдоскоп» (www.eko-top.narod.ru), объединивший команды 2-х городов - Березовского и Тольятти, вместе изучающих бурную жизнь зимнего леса Урала и Поволжья с помощью информационных технологий.

«Живой калейдоскоп» - это совместный проект Уральского государственного научно-образовательного центра РАО и Тольяттинского эколого-биологического центра, реализуемый в рамках инновационного образовательного проекта «Образование для устойчивого развития в малом городе». Главный тезис этого направления - от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике, к общению и деятельности.

Проект стартовал в начале января. Команды «Эко-top» (г. Березовский) и «Эко-terra» (г. Тольятти) виртуально познакомились, составили рассказы о своих городах, школах, командах, обменялись электронными письмами, создали веб-сайт.

Обе стороны провели экспедиции на места зимовок летучих мышей. Березовчане побывали в Смолинской пещере, а ребята из Тольятти в Штольне Самарской луки Жигулевского заповедника. Каждая команда познакомилась с особенностями жизни рукокрылых в зимний период и провела ряд исследований. Для обработки и представления результатов дети использовали MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, MS FrontPage, MSPublisher, Adobe Photoshop 6.0.

По результатам исследований обеими командами разрабатываются мультимедиа-презентации, которые в итоге будут использованы для создания интерактивной флэш-презентаиции всего проекта, отражающей экологические особенности Поволжья и Среднего Урала.

Работа проекта продолжается. Ребята изучили снежные разрезы, провели биоиндикационные исследования. В весенние каникулы состоялась очередная экспедиция. Школьники Тольятти посетили Жигулевский заповедник, а учащиеся Березовского изучили растения, зимующие под снегом в природном парке «Оленьи ручьи». По итогам экспедиции создается виртуальный гербарий. Сканирование растений осуществляется на планшетных сканерах с использованием программы Foto edit. Определение и описание растений школьники проводят с помощью электронного атласа-определителя, разработанного специалистами полевого центра»Экосистема».

Дети работают в компьютерном классе после уроков. Школьникам Тольятти помогает Марина Орлова - специалист эколого-биологического центра, а в г. Березовский директор Региональной общественной организации «Центр информационных технологий» Наталья Дедюхина безвозмездно предоставила ресурсы своего центра.

Новым этапом в нашем проекте станет использование цифровой естественнонаучной лаборатории нового поколения «Архимед». Это возможно благодаря отзывчивости директора центра «Одаренность и технологии» Галине Бруснициной. Комплект цифровой лаборатории включает карманный компьютер Palm и набор датчиков. Для сбора, анализа и обработки данных используется программное обеспечение: ImagiProbe, ImagiCalc, ImagiGraph, ImagiSolve, MultiLab.

Первые шаги участников проекта уже увенчались успехами. Учащимися написано 4 исследовательских работы, получивших высокий балл рецензентов и приглашенных в Санкт-Петербург на конкурс «Молодежь России исследует окружающую среду» и региональный конкурс школьных проектов «Екатеринбург - город будущего».

В ходе реализации проекта обнаружилось, что многие учителя с трудом принимают НИТ. Школьники же приняли этот новый для себя вид деятельности с интересом. Благодаря координатору семинара программы Intel Надежде Шпаруте, 3 учителя школы №9 Березовского прошли обучение в региональном центре Intel Екатеринбурга по программе «Обучение для будущего». Такое сотрудничество позволит педагогам применять весь спектр информационных технологий при организации проектной деятельности учащихся, поэтому творческий коллектив УГНОЦ РАО разрабатывает интерактивный семинар-тренинг для учителей «Применение информационных технологий в экологическом образовании».